Напутствие НЛП-Практикам.

Полина Горбунова С одной из групп НЛП-Практиков подходим к сертификации, она буквально на следующей неделе.

Начиная с прошлого занятия этой группы, мы очень много времени уделяли не самим техникам, а непосредственно личности консультанта. Это не так любопытно и весело, как обучение техникам, но без этого лучше и не браться за работу с людьми.

Что и как консультант меняет в клиенте?

Основные вопросы к окончанию курса: Что именно меняется в человеке в процессе терапии? Как осуществляется влияние? Как создается и поддерживается авторитет Ведущего (консультанта)?

Эти вопросы вызвали еще больше вопросов, и мы, как Школа, не выступали с готовыми ответами, очень хотелось живой мысли, новых идей, поэтому думали вместе. Вот, что нарисовалось: мы меняем в человеке его глубокие связи (причины-следствия и комплексные эквивалентности). И чтобы эти связи а) проявить и б) изменить, консультанту необходимо иметь очень гибкую точку зрения и авторитет. Авторитет, как большое зеркало, глядя в которое, клиент может сам увидеть и осознать свои связи. Чтобы обладать авторитетом, консультант должен иметь такой широкий взгляд, чтобы включить в него и карту мира клиента, и еще много-много других карт.

Не разделяя пресуппозиций НЛП, консультант учит клиента НЕ меняться.

Что еще важно, на мой взгляд. И мы всегда говорим об этом в начале курса НЛП-Практик. Это пресуппозиции НЛП, хватит даже основных, без следствий: «Карта не территория» и «Мир системен». Если эти базовые установки прошиты в вас, то можно работать вообще без техник, сочиняя их на ходу. Можно филигранно знать шаги, но не разделять пресуппозиций, и не достичь никаких изменений с клиентом.

Как это происходит? Консультант, работая с клиентом, обучает его [клиента] своей модели мира, своим стратегиям мышления. И это, как говорят, 50% влияния, не меньше. Т.е. техники и их содержание делают свое позитивное дело, но (!) гораздо более убедительно консультант научит клиента именно своей работой. «Обучение II»(метауровень консультирования) произойдет, но чему вы научите своих клиентов?

«Не делай, как я, а делай, как я говорю». Обучение II уровня произойдет в любом случае.

Мой папа часто в шутку говорил: «Не делай, как я, а делай, как я говорю». Это не работает в консультировании. Доверившись, клиент, считывает убеждения, ценности и стратегии консультанта. И наша задача, как Ведущих партнеров, передать развивающие стратегии и убеждения. В рамках НЛП – это как раз пресуппозиции.

Если взять за истину тот факт, что мы меняем связи в опыте клиента, те самые глубокие связи, но меняем их вслепую (как в случае изменения субмодальностей, например), то, можно предположить, что меняясь и делая лучший выбор, клиент может выбрать за основу убеждения консультанта.

И если эти убеждения не будут давать клиенту больше выборов, больше возможностей, больше точек зрения, свободы и ответственности, то любые беседы о высоком на консультации еще больше убедят клиента, что его закрытость, безответственность, нерешительность и т.п. – это его лучший выбор.

Скажем, Милтон Эриксон. Я верю в его обучение II. Глядя на него, поборовшего болезнь, уникального человека, люди могли просто находиться рядом и исцеляться. Он на метауровне учил их уникальности, учил их, что все возможно, что «не боги горшки обжигают». Вот чему мы, как консультанты, можем научить наших клиентов.

Я иногда думаю, что техника, шаги – это для отвода глаз. А вот насколько уверенно, гибко, экологично и т.п. консультант делает эту технику шаги, настолько его клиент научится быть гибким, уверенным и экологичным. И сам потом найдет решение своего вопроса.

Удачи нам всем!