Контур Страсти до сих пор вызывает у интересующихся Контурной картой NTRS наибольшее количество вопросов. Действительно, он качественно отличается от предыдущих трех контуров. Отличия эти обусловлены и тем, что у него нет "своей" репрезентативной системы (об этом как раз прилагаемый видеофрагмент), и некоей размытостью мотивов, за которые он отвечает, и трудно контролируемым желанием как-то связать его с сексом.
Начну с последнего. Как это, дескать, духовность - и тут же рядом секс?
Тут надо кое-что прояснить и дифференцировать. Контур (любой) обеспечивает наличие мотивов. "Сила" заботится о том, чтобы нам хотелось избегать опасностей и жить в комфорте, окруженными близкими людьми. Так что хотеть безопасности это контур, а "жить в квартире" или "есть" - это результат желания. Желание главенствовать обеспечивает нам контур Власти, а "выволочка подчиненному" или "слезы обиды" - это результат, реализация названного желания. Сходным образом контур Страсти заботится о том, чтобы мы хотели извлечь из окружающего контекста духовные и культурные переживания, а восторг от "я тебя люблю" - лишь следствие. Секс не есть контур Страсти. Более того, скажу, что секс может быть результатом работы мотива любого контура (например, сексуальное насилие восходит к контуру Власти, а сексуальные упражнения в стиле Казановы - к контуру Ума). Контур Страсти же может "привести" к сексу с любимым человеком, обеспечить высокие духовные переживания в половом акте. И эти переживания легко можно поставить в один ряд с переживаниями, которые доставляет нам искусство или сделанное доброе дело.
Отсюда глупые споры о том, "грязен" или "чист и прекрасен" секс. Это зависит только от того, какие мотивы участвуют в конкретном сексуальном проявлении.
Теперь пара слов о мотивах контура Страсти.
Мотив можно сравнить с магнитом избирательного действия. Скажем сидит человек на трибуне стадиона и увлеченно смотрит футбольный матч. Как это получается, что какая-то игра собирает столько народу в одном месте? А очень просто: каждый контур "пристраивает" здесь свои мотивы. "Сила" радуется курятнику, общему равенству, кинестетической тесноте, шуму и гаму. "Власть" удовлетворяет эмоции азарта, соперничества, возможности показать себя. "Ум" наблюдает, рассчитывает, строит прогнозы, разгадывает комбинации. "Страсть" упивается эстетикой зрелища, связью с традициями.
Понимаете? Контур Страсти вытягивает из предлагаемого контекста красоту и мораль. Это ведь очень понятные мотивы. Вы скажете, может быть, а как же "любить и быть любимым"? Тоже весьма просто. Разве "быть любимым" не означает "вызывать духовные и культурные переживания"? Вкупе с эротическими, конечно, поскольку эротика - это телесное воплощение эстетики, ограниченное культурными рамками.
Вот и все.
С этим контуром вообще все не просто, помнишь, сколько раз мы его переименовывали.
Слово “Страсть” имеет свои смыслы, оттого и путаница.
Виктор Франкл сопоставлял свойственный контуру силы “принцип удовольствия” с теорией Фрейда, присущее контуру власти “стремление к превосходству” с трудами Адлера, тогда как описание “воли к смыслу” контура ума он обозначал в качестве своего собственного вклада.
А чьи имена (помимо Александра Иванова, разумеется) можно перечислить среди исследователей мотивов контура страсти?