Как научиться позитивно мыслить?

Саша Иванов о выгодах позитивного мышления.

А. Перестаньте называть факты "проблемами".
В. Перестаньте доискиваться причин.
С. Перестаньте искать виноватых.
D. Перестаньте считать потери.


Саша ИвановДля начала, что значит мыслить позитивно? Это значит находить возможности там, где другие (те, кто мыслит негативно) находят ограничения. Позитивное мышление - это когда события жизни, каковы бы они ни были, воспринимаются как открытые двери в новые области мира. Негативное же мышление напротив, в страхе захлопывает эти двери, заколачивает их досками, зашивает гипсокартоном, чтобы и памяти от них не осталось.

В результате огромный дом нашей жизни постепенно превращается в узкий полутемный коридор между спальней и кухней.

Как открыть двери восприятия?

Механизм, разумеется, спрятан в голове. Есть стимул (что-то происходит), есть мгновенная реакция (как это воспринимается). На стимулы мы повлиять не можем, а вот изменить восприятие - да.

Как? Мысленные программы доступны нам через речь - поскольку слова одновременно и показывают кусочки программного кода, и являются его частью. Меняя и переставляя слова, мы изменяем код.

Хорошая новость - для изменения программы негативного мышления на программу позитивного мышления нам потребуется изменить всего-то четыре слова.

1. "Проблема".

Привычное слово, да? "В чем проблема?" или "Моя проблема в том, что..." Люди еще не знают, что, собственно, произошло, но уже кодируют свой опыт как негативный. Это значит, что они, во-первых, обращают внимание на определенные части этого опыта (выискивая те, которые выглядят негативными), а во-вторых, спешат наклеить на них ярлык.

Между тем ровно никто не знает, что на самом деле означает свершившийся факт. Оценить его можно будет только значительно позже, в контексте общего потока событий. Как часто то, что представлялось "проблемой" (и что хотелось как можно быстрее изменить или устранить) в итоге оказывалось решением или стимулом к росту.

Человечество никуда не сдвинулось бы без этих "проблем", так что, по здравому размышлению, их лучше считать удачами. И не пережевывать сожаления и прочие негативные эмоции, а радоваться.

Так что рекомендация тем, кто хочет научиться позитивно мыслить: избавьте ваш лексикон от слова "проблема". Говорите для начала "трудность", "сложность" - это все же позитивнее. А потом говорите нейтрально: "факт", "событие", "ситуация". Постепенно использование других слов научит вас и думать иначе.

2. "Почему?"

Не правда ли, именно этим вопросом люди изводят себя, когда находят "проблему". Тем самым вовсе не решая ее (и даже не приближаясь к пониманию), а делая "нефтяное пятно" негатива больше. Ведь "проблема" это что? Только локальная точка. А вот если начать искать ей объяснения, забраться поглубже в прошлое, связать с другими людьми и событиями... о, тогда она приобретает тотальность, тогда ее уже не обойти и не объехать!

Раньше - когда-то давно - считалось, что причина порождает следствие. Но для такого мышления нужна изолированность, оторванность от общего потока жизни. Да, если порезать палец (причина), потечет кровь (следствие). Но куда деть все обстоятельства, которые привели к тому, что палец был порезан? Где тут причина? Отвлеченное не в нужный момент внимание? Использование тупого или слишком острого ножа? Недостаточный опыт? Освещение? Пренебрежение к себе? Все сразу? У каждой из этих причин есть свои возможные десятки причин - и концов не найти.

Так что вопрос "Почему?" - глупый вопрос. Он ничему не помогает, кроме как углубляет яму, в которую попал человек.

Рекомендация: используйте вопрос "Как?" ("Как я это сделал?", "Как мы это сделали?"). Мы не знаем и никогда не узнаем, по какой причине палец был порезан. Но мы достаточно легко можем выяснить, как именно это случилось - какую последовательность действий использовал человек, чтобы порезать палец. И так же легко будет получить результат - просто поменять одно-два звена в этой последовательности.

Особенно смешно выглядит, когда виноватых в проваленной задаче ищет руководитель, который сам же эту задачу и ставил. Ясно ведь, что детализация, и ресурсы, и мотивация, и сроки, и выбор исполнителей - все зависело от него. И вопрос "Кто виноват?" тут следует выкрикивать, обращаясь к зеркалу. 

3. "Вина".

А значит, еще одним словом, поддерживающим негативное мышление, является слово "вина". Что бы ни случилось, люди ищут виноватых. Тем самым исключая себя из списка ответственных.

Позитивное мышление наоборот, помещает вопросы (задачи, события, факты - видите, я легко обхожусь без слова "проблема"?) в зону личной ответственности. Это позволяет не жаловаться, а действовать. Любой решенный вопрос предполагает личное участие того, кто этот вопрос поднял. А если участие, то и развитие.

Жалобы на климат, "людей", правительство, работу, партнеров (при одновременном бездействии) однозначно указывают на то, что человек вышел из сферы своей ответственности и практикует негативное мышление.

Даже назначение виновным самого себя не является решением вопроса, поскольку вина понятие религиозное - она снимается прощением или наказанием. Изменение ситуации - дело совсем другое.

Поэтому рекомендация: вместо "кто виноват?" спрашивать "чему это меня научило?" Вопрос куда более плодотворный, базирующийся на механизме обратной связи. Если что-то пошло не так, как хотелось, это возможность научиться чему-то новому: формулировать ожидания, ставить задачи, предусматривать разные варианты событий и так далее.

Так сложности становятся стимулами к развитию.

4. "Потеря"

Или "утрата". Поскольку результат негативного мышления это умозаключение типа: "Вот, что я потерял" или "Вот, что теперь безвозвратно утрачено".

Подобные выводы и закрывают двери возможностей. Мысля так, человек ищет не то, что он теперь может делать, а то, чего он делать не может. Скажем, у двоих грипп. Один: "Вот, теперь я валяюсь дома, денег зарабатывать не могу". Другой: "Вот, теперь я валяюсь дома, отдохну наконец, почитаю книжку". Ясно, у кого позитивное мышление?

Рекомендация: когда произошло нечто, чего вы не ждали и чему (когда-то раньше, когда еще мыслили "проблемно") приписали бы негативное значение, задавать себе вопрос: "Какие возможности у меня открылись? Что я теперь могу?"

Вас ждет новый опыт - вы удивитесь, насколько бодрым сделается состояние вашего духа.

 

Резюме.

Итак, чтобы научиться мыслить позитивно, вам предстоит теперь, столкнувшись с новым опытом, всякий раз задавать себе новые вопросы.

Раньше: - В чем проблема? Что случилось?
Теперь: - Что мы имеем? Каковы факты?

Раньше: - Почему так вышло?
Теперь: - Как я это сделал?

Раньше: - Кто виноват?
Теперь: - Чему это меня научило?

Раньше: - Что я потерял?
Теперь: - Какие возможности открылись передо мной?

Помните, что в норме вопросы эти задаются очень быстро, на уровне подсознания. Часто мы и не слышим никакого вопроса, имея дело уже с ответом, с негативной реакцией. Поэтому упражняйтесь в осознанности, в наблюдательности, в калибровке. Не ждите быстрых результатов, возьмите себе время для изменений. Наблюдайте за окружающими, слушайте других людей - поначалу намного легче опознавать программы негативного мышления у других, чем у самого себя. Используйте коммуникацию окружающих и раппорт (синхронизацию) с ними как зеркало для собственного роста.

Постепенно, шаг за шагом, вы достигнете необходимого результата.

Вопросы задавайте в комментариях.

Что лично для вас свойственно в большей степени?

Загрузка ... Загрузка ...