Анатомия “попугая”

Павел НовиковЯ начал новое обучение, и ко мне пришли мысли. Про шаг «попугая». Или про отношения "поддержки". И мне привиделись пять ступеней:

1. Сделай это вместо меня (сделай это вместе со мной)
2. Скажи мне, что нужно сделать
3. Скажи мне, как нужно делать
4. Одобри мой план, как я буду делать это
5. Я попробую сам

Если у ведомого есть мотивация учиться, то «сделай это вместе со мной» является для него демонстрацией того, как это делает Ведущий. Например, преподаватель играет на своей гитаре композицию, а ученик смотрит и ничего не понимает.

Дальше Ведущий объясняет инструкцию, как пошагово делается это. А ведомый, конечно же, считает, что Ведущий должен ему все разжевать так, чтобы сразу же получилось. "Наверное, сволочь, знает, как пальцы ставить точно и быстро, но не рассказывает, чтобы денег по-больше заработать".

Полчаса сидел и думал, возможно ли вообще что-то из человеческой (не машинной) деятельности, описать процедурой вполне. Или, все же, человек в любое дело привносит элемент творчества? Даже, например, в рытье канавы? Можно откидывать грунт влево, а можно через голову. А с другой стороны, существует самоучитель игры на гитаре. Так и не пришел к однозначному мнению.

Предположим, что не смог Ведущий передать всю полноту своих знаний в пошаговой инструкции. И тогда он начинает рассказывать, какие же принципы и более общие законы ограничивают нас в этом деле. Рассказывает «как это делается». Здесь применимы общие слова и метафоры. Например, обе кисти при игре на гитаре двигаются одинаково, «как говорящие носки». А ведомый сидит и думает «сказки рассказывает!». Однако, становится как-то понятнее. Наверное, потому что очерчены границы карты.

Сориентировавшись в карте, ведомый старается проложить там свои маленькие робкие тропки. Ведущий одобряет эти попытки или объясняет, почему они не приведут к успеху. «А можно я буду опираться мизинцем о деку?» - «Это нормально для лютни, но там другая техника щипка».

А потом начинается «я попробую сам». И это уже переход в «гадюку». Поддержка и допустимая безответственность закончились. Что дальше, я еще не знаю.

4 мысли о “Анатомия “попугая””

  1. Тут возникает вопрос: сколько в принципе существует эффективных стратегий научения? Одна или больше? И еще второй вопрос – о критериях. Для кого-то единственным критерием будет “получилось”, а для другого “получилось быстро”, а для третьего “получилось легко”, для четвертого “получилось быстро и понятно”… И т.д. и т.п.

  2. Мне очень нравятся твои мысли, Паша. Люблю бОльшую детализацию, чем просто название Шага, карта Пути медведя развивается.

    “Сделай это вместо меня” – это, по сути, ответ на вопрос “Зачем?”. Смотришь на учителя и видишь, очень наглядно видишь, зачем все эти мучения.
    С другой стороны, меня это иногда демотивирует, т.к. очевиден разрыв между моим уровнем и уровнем учителя. Тут важно не перегнуть.

    И получается, если, например, брать за основу план подачи материала в тренинге, такая последовательность:
    – что (какой навык)
    – зачем (мотивация)
    – как (шаги и границы карты, и в т.ч. безопасность, сколько мы это будем делать, каковы критерии успешности).

    Кстати “Как?” с критериями было бы хорошо проговорить. Я смотрю на учителя, понимаю, что круто, но из чего это круто сложить.
    И тут интересное противоречие: раз я не могу это “круто” оцифровать, разложить сама, наблюдая, то и нет смысла мне про эти критерии рассказывать, не пойму 🙂

    Тогда что у Ведущего остается? Только вера в него ведомого и желание этого ведомого достичь успеха в выбранном навыке, деле и т.п.

    И тут мы опять переходим к “Зачем?”.

    Паш, вот такие размышления.

  3. Спасибо большое! Стало яснее куда думать дальше

  4. Паша, а что, что ясно?:))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *