Когда клиент спрашивает у консультанта как решить дилемму, что выбрать, всегда не просто ответить. Во-первых, правильных советов нет, а во-вторых, клиент все равно поступит по-своему.
Однако мудрые психоаналитики нашли выход из этой ситуации. Вот их мнение.
Необходимо предложить клиенту три выбора
1. "Вы принимаете решение, руководствуясь только своим желанием и ничем больше".
2. "Вы руководствуетесь только чувством долга и совестью, и ничем больше".
3. "Вы ориентируетесь на реальность (внешние факторы)".
Типичные выборы
Нужно помнить, что у каждого человека есть типичные выборы:
Большинство руководствуется требованиями Супер-Эго (2 вариант)
Супер-Эго или Сверх "Я" - в психоаналитической теории - один из трех компонентов личности:
- включающий моральные стандарты, запреты и поощрения; и
- возникающий благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом).
Сверх "Я" проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины.
Меньшая часть людей руководствуется своими желаниями и влечениями Ид (1 вариант)
Ид или Оно - совокупность бессознательных процессов, противопоставляемых сознанию "Я".
Оно есть часть личности:
- недоступная сознанию;
- вытесненная из сознания;
- стремящаяся к удовлетворению инстинктивных влечений;
- живущая согласно "принципу удовольствия".
И совсем небольшая часть людей в своем выборе, руководствуется принципом реальности.
Принцип реальности — принцип регуляции психической жизни, выражающийся в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений и зачастую в отказе от различных способов получения удовольствия.
Когда человек обращается к консультанту и говорит, что не может выбрать «из двух зол меньшее», то его обращение можно расценить как запрос на разрешение внутриличностного конфликта между тем, что хочется (и доставит удовольствие) и тем, что говорит совесть (плюс внешние условия, с которыми приходиться считаться).
В этом случае полезно использовать модель структурирования конфликта (3 вопроса).
И напоследок, нужно помнить, что выбор искажается нашими прошлыми выборами. Поэтому, не лишним будет поинтересоваться, каким способом человек действует, как правило.
Думаю, что клиент не всегда поступает по-своему. На самом деле у него тоже есть выбор – поступить по-своему и ничего не делать (подождать, пока ситуация с неизбежностью разрешится сама собой).