Помните старый вопрос: "что дать нуждающемуся - рыбу или удочку"? Наверно, всё-таки рыбу.
Часто пытаясь помочь кому-либо, вместо того, чтобы влиять на его желания (допустим, предложив рыбу, отведав которую он сможет ощутить её вкус и потребность в том, чтобы наловить себе ещё) мы учим его программам и алгоритмам, таким, например, как гибкость и мобильность (то есть упорно подсовываем удочку). И потом удивляемся, почему это не работает.
Кто же станет менять старую программу, которая и так уже совершенна, просто ведёт не к объявленной цели, а потакает той системе ценностей, в существовании которых многие не признаются даже самим себе?
Столь превозносимая гибкость это возможность выбора своих действий. Но действия то определяются нашими желаниями, потребностями и ценностями, над которыми мы властны далеко не всегда.
Как Вы думаете, желание слушать какую-то мелодию это Ваш сознательный и расчётливый выбор или она Вам просто понравилась? Человек может быть гурманом в выборе еды, но сама потребность питаться появляется у него не по собственной воле.
Иными словами, мы не выбираем свои желания и ценности осознанно и потому не можем сами их изменить только потому, что кто-то посоветовал жить иначе. Сподвигнуть на такое изменение может лишь какое-то событие в жизни - новый опыт, повлиявший на систему ценностей.
Если же человеку дать возможность оценить результат, то инструменты и методы для его достижения он и сам отыщет.
Женя, мне кажется, поэтому в некоторых учениях, которые связаны именно с передачей удочки, учителем практикуется заманивание ученика рыбой, иногда просто обман.
Займёшься развитием сексуальной энергии, которое обещает весьма привлекательные результаты, а там глядишь – медитация, развитие духовности и личностный рост. Которые, действительно, мало кому можно “продать” первыми.
Собственно, Христос ведь так и сделал – дал голодным, которые пришли его послушать, рыбу и хлеб. Но с апостолами он вел себя иначе.
Так что истина, пожалуй, где-то посередине лежит.
Спасибо. С поправкой на Христа, предлагаю версию 2.0: “голодному – рыбу, а уже состоявшемуся рыбаку – удочку” (ведь многие апостолы – Пётр, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов и его брат Иаков, Фома Неверующий – вышли именно из рыбаков).
Теперь вопрос: как отличить голодных от рыбаков?
Может быть его самого об этом спросить? Если попросит рыбу – значит голодный, если удочку – значит рыбак. Каждому по потребностям.
Даже в сказках золотые рыбки, щуки, джинны и прочие “благодетели” прежде чем отблагодарить обязатально спрашивают – “что тебе, мил человек, надобно?”
Жень, и часто ответы этого “мил человека” были в точку?:))
Вопрос, зачем “состоявшемуся рыбаку” удочка, остается открытым )
Какая попало удочка, ему, конечно, ни к чему, но если предложить, скажем, любителю ужения в озёрах какое-нибудь новенькое “удилище из углепластика IM 6, с вклеенной тонкой вершинкой из стеклопластика, с равномерным параболическим прогибом до самой рукоятки и оптимально расположенными кольцами, позволяющее использовать в качестве основной лески мононить диаметром 0,10 миллиметра, не опасаясь порвать ее при подсечке на расстоянии 30-35 метров”, неужели он откажется?