Минусы и плюсы онлайн-консультирования

Александр Иванов (Protey). width="100" height="100" NTRSОбращаясь за помощью психолога, хорошо бы представлять, каковы недостатки и преимущества этой помощи, когда речь идет о необычном (пока) формате онлайн-консультирования. В частности, психологическом консультировании с помощью какого-либо мессенджера: ICQ, GTalk, Skype.

Эта небольшая статья ни в коей мере не претендует на исчерпывающий анализ. Скорее, она является приглашение к общему обсуждению данной непростой темы в комментариях. Пожалуйста, вносите свою лепту - ваша помощь нужна всем, кто пользуется (или только принимает решение об этом) дистанционной психологической помощью. Итак:

Минусы дистанционных психологических консультаций

Самый очевидный - явная (по сравнению с очными сессиями) недостаточность информационного спектра. Консультант не видит клиента, не слышит его, только читает. Вся информация, которую несет внешность клиента, фигура, лицо, манера одеваться, пластика, темпоритм, тембр голоса, интонации, параметры дыхания, запах - все это становится как бы областью фантазий консультанта. Выходит, когда я консультирую онлайн, мне не очень просто понять, что "сообщает" мне клиент по визуально-аналоговому, аудиально-аналоговому и кинестетическому каналам, когда он "приходит" в мой виртуальный кабинет, и откалибровать изменения информации в этих каналах в процессе нашего общения. ограничение ли это? О, да.

Другой вопрос, что это, кажется, единственное серьезное ограничение, с которым сталкивается онлайн-консультант. Во всяком случае, я других не вижу. Может быть, вы мне подскажете в комментариях. Теперь хочется поговорить о плюсах.

Плюсы дистанционных психологических консультаций

1. Время. Психологическая помощь может оказываться почти 24 часа в сутки. Консультант и клиент могут работать, например, ночью, если им так удобнее, в тиши и спокойствии.

2. Место. Клиенту не нужно никуда ехать, он остается дома, в привычной для себя обстановке, за компьютером. Вы скажете, может быть, что это минус - поскольку в своей среде меняться сложнее, поскольку держат "пространственные якоря". Но мне думается, что это как раз плюс: если изменения настигнут-таки клиента, они сразу же начнут интегрироваться в его среду.

3. Запись. Общаясь в сети, мы с клиентом застрахованы от галлюцинаций на тему, "кто что сказал". Остается каждое слово, к истории каждой сессии можно вернуться, чтобы проанализировать, свериться, что-то уточнить и т.д.

4. Язык. Этот пункт, вместе с предыдущим, на мой взгляд, полностью компенсирует тот единственный минус, который я упомянул выше. Сложность, правда, заключается в том, что клиенту сложно его растолковать.
Вспомните о голографическом принципе, согласно которому любая, самая малая часть системы содержит в себе полную информацию обо всей системе. Этот принцип вполне можно отнести к языку, который, будучи органически связан с мозгом, позволяет нам "читать" человека даже в визуально-дигитальной репрезентации (т.е. в виде текста). Ощущения, эмоции, мысли, глубокие переживания, мотивы поведения, система ценностей, информационные фильтры - все "устройство" личности может быть, при наличии соответствующей квалификации (НЛП, NTRS) выведено с одинаковой легкостью и надежностью как из получаса "живого" общения, так и в процессе чтения, например, письма, которое написал мне клиент.
Обращаюсь к специалистам. Как вы думаете, менее ли надежна "аська" в определении фундаментальных принципов построения карты мира конкретного человека (дружелюбие/недружелюбие, активность/пассивность, сам/другой, процедуры/возможности, сходство/различия, общее/детали и т.д. и т.п.), чем "живой" контакт? А ценности? А репрезентативные системы? А стратегии? Не следует ли из этого с очевидностью, что, развивая свое внимание к языку, мы сможем в процессе онлайн-консультирования достигать впечатляющих результатов?

5. Конфиденциальность. Клиент, работающий дистанционно, имеет почти стопроцентную гарантию остаться неузнанным. А это ведь иногда бывает важно, согласитесь.

Резюме

Хочу на этом остановиться, чтобы дать возможность высказаться читателям. Пожалуйста, дополните сказанное тем, чего я не упомянул.

Назад на страницу "Консультации ОНЛАЙН"

6 мыслей о “Минусы и плюсы онлайн-консультирования”

  1. Саш, ну очень внятно. Читала каждый пункт и думала “я бы еще это сказала”, а “это” – как раз в следующем пункте.

    В плюсы хочу вот что добавить: как раз то, что остальной информации, кроме того, что пишется, нет. Т.е. консультант не додумывает остального. И это позволяет работать с актуальным состоянием в чистом виде что ли.

    А минус это то, что часто же сложность клиента сосредоточена в каком-то канале, и этого канала может просто не быть в он-лайн версии общения.

    И дигитальный канал все же критический, а мечты, а ощущения?

  2. Очень хорошо ты заметила про то, что меньше информации – меньше галлюцинаций. Как бы сходится с тем, что больший размер области знания увеличивает и область незнания ).

    А насчет дигитального канала… То, что он используется при передаче информации, вовсе не говорит о том, что он испоользуется и во всех остальных случаях. Конечно, онлайн-консультирование требует умения (а пуще того – желания) перекодировать весь объем сенсорной информации в один канал (как делают писатели). Я думаю, это развивает и, в конечном счете, вовсе не препятствует передаче “сопроводительной информации” к тексту (т.е. информации об использованных стратегиях).

  3. К первому плюсу “время”, хотелось бы добавить “оперативность”. Решился и написал (или позвонил), не надо ждать встречи, готовиться.
    А минус, пожалуй, в том, что не видя/не слыша клиента нельзя воздействовать на него с помощью языка жестов и интонации.

  4. Так ведь и клиент вынужден заносить свои жесты и интонации в текст, что делает возможным обработку этой информации формальными методами – например, статистическим сравнением используемых слов и выражений.

    Хотя… может быть недалёк тот час, когда консультироваться будут в основном через web-камеры.

  5. Пока, увы, скорость передачи информации по вебкамере (через скайп, например), не весьма удовлетворительна. Хотя час, наверняка, недалек )

  6. Татьяна Дмитриева:

    С плюсами полностью согласна. К “минусам”, если их можно так назвать, можно отнести сужение клиентской выборки.
    Я имею в виду, что если составить портрет “типичного” он-лайн клиента и, например, клиента телефона доверия (намеренно беру такой пример – многие “плюсы” – время, место, конфиденциальность, ограниченность контакта – совпадают), то, на мой взгляд они будут различаться. Причем по разным параметрам от социальных страт до предпочитаемого канала…
    Правда, это только мои галлюцинации… и терапии одинаково действенной для всех клиентов еще никто, слава Богу, не придумал!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *