Раппорт это любовь

Саша ИвановРоберт Дилтс определил раппорт как атмосферу дружелюбия, доверия и комфорта в процессе коммуникации. Мне это определение очень нравится. Это прекрасный и простой тест: если вы хотите оценить свою коммуникацию, проверьте, насколько хорош ваш раппорт с собеседником, вот и все. Чем лучше раппорт - тем лучше коммуникация. А чем лучше коммуникация - тем лучше отношения.

 

 

Предустановки

Пожалуй, начать разговор о раппорте лучше начать с ситуаций, когда он не строится. А, казалось бы, ну что может быть легче - немножко синхронизироваться с собеседником, зазвучать с ним на одной волне?.. Тем более, когда есть совершенно определенная цель - договориться. И все же очень часто ничего не выходит. Почему так?

Ответ - разница убеждений. Например, если Девочка считает, что Мальчик ее обидел, она не будет принимать его позу и дышать с ним в унисон - во всяком случае, пока не захочет помириться. Ее нежелание раппорта означает: “Я не согласна с тобой!”

(Отсюда следует важный вывод: кто хочет договориться, тот и строит раппорт. А кто не строит, тот, значит, не хочет договариваться. Но, поскольку известно, что системой управляет самое гибкое звено, договаривающийся имеет шансы получить от договоренности больше выгод.)

Иногда это несогласие осознанное, иногда нет. Например, идея “мужчина и женщина никогда не поймут друг друга” может быть вшита в человека так глубоко, что самостоятельно до нее и не докопаться. При этом сложности, которые постоянно будут возникать в гендерной коммуникации, такой человек будет объяснять другими причинами.

Так что с простым, по видимости, раппортом на самом деле не все так уж просто.

По поводу вышеприведенной ситуации с различными ценностями я вам скажу следующее. Прежде чем договариваться о деле, следует договориться о раппорте. Желание договориться о раппорте это ответ на вопрос: “Хотим ли мы друг друга понимать?” Если такого желания нет, сначала надо разобраться с разногласиями. Но для этого также нужно желание, а для его реализации - раппорт.

Поэтому во всех случаях вам пригодится

Техника создания раппорта

Раппорт дело системное, поэтому совершенно не важно, с какого конца начинать. Можно пойти от простого к сложному, а можно наоборот. В любом случае, хороший раппорт содержит... а, следовательно, при создании его вам непременно нужно учитывать следующие моменты:

1. Сонастройка позы.

Тут и пояснять особенно нечего - в раппорте позы партнеров идентичны. Это может быть как в зеркале (левая сторона тела партнера А отражает правую сторону тела партнера Б), а может быть так, словно с человека сделали копию (левая сторона партнера А отражает левую сторону партнера Б, а правая, соответственно, правую).

Иногда говорят про “обратный” раппорт (верхняя часть тела партнера А отражает нижнюю часть тела партнера Б, а нижняя - верхнюю).

Можно сонастраивать позу очень скрупулезно - до миллиметра. Повторять и положение головы, и осанку, и асимметрию тела, и разворот ступней. Я, кстати, именно за такой способ - он позволяет лучше всего войти во внутренний мир партнера по коммуникации и понять его мотивы и внутреннее состояние.

Однако возможен и такой вариант, что один партнер лишь приблизительно обозначает сходство, показывая как бы намерение синхронизироваться. (Например, если А кладет ногу на ногу, Б только перекрещивает щиколотки.) Этот способ хорош, если у партнера есть какие-то предубеждения против раппорта, и он специально следит за тем, чтобы к нему не слишком подстраивались.

Случается, что и начинающие коммуникаторы стесняются создавать раппорт из своеобразного представления об уважении личной территории собеседника. Коммуникация при этом, конечно, затягивается, поскольку так или иначе, даже против воли партнеров, они смогут начать полноценный диалог только после того, как раппорт будет создан. Во-вторых, раппорт - это сообщение партнеру: “Я принимаю твою картину мира”, то есть знак уважения и доверия.

Из чего следует, что между людьми, у которых нет раппорта, не может быть и любви.

Как подстраиваться к позе:

Подстраиваться сразу же, с первой минуты встречи. Полезно научиться выглядеть как человек, которому комфортно находиться в любой позе - для этого нужна свобода в движениях. Общаясь, желательно не занимать позиции напротив собеседника, чтобы не цеплять мотивов в контуре Власти, а по-дружески находиться рядом. Если собеседник в процессе общения меняет позу, следует подстраиваться не сразу же, а через какое-то время. Полезно помнить также, что сознательная подстройка не так хороша, как бессознательная, поэтому лучше с помощью транса отдавать контроль за раппортом подсознанию.

2. Сонастройка дыхания.

Практически невозможно синхронизировать дыхание, находясь в разных позах. Поэтому иногда рекомендуют начинать не с позы, а а именно с дыхания - опять же в случае повышенной тревожности партнера, поскольку подстройку по дыханию труднее заметить.

Но ее труднее и выполнить - особенно, когда у вас разные позы и разная динамика.

Сонастройка дыхания - это практически 100% успеха для создания раппорта. Когда партнеры дышат вместе, у них возникает общее ощущение некоего “выхода из тела”, очень явно чувствуются системные эффекты - в частности, что изменения в одной части системы вызывают изменения в другой ее части.

В этом смысл раппорта. Создав с другим человеком систему, мы воздействуем на самого себя, меняемся - и наблюдаем, как меняется партнер. Если эти изменения нас не устраивают, мы продолжаем менять себя до тех пор, пока результат нас не удовлетворит. При этом (что крайне важно!) мы можем быть уверены в экологичности наших действий - поскольку мы сами находимся в цепи обратной связи и не станем ведь самому же себе наносить вреда.

Как подстраиваться к дыханию:

Смотреть переферийным зрением (как бы “краем глаза” - так лучше заметно движение) в область ключиц партнера. Хорошо при этом поддерживать у себя небольшой уровень транса для качественной калибровки. Когда заметите движение грудной клетки, подстраивайте к нему свое дыхание. Помните, что когда человек говорит, он выдыхает, а после фразы ему нужно вдохнуть - это дополнительно помогает откалибровать дыхание. Во время общения нет необходимости все время дышать синхронно - да это и невозможно, если партнер не спит - нужно просто синхронизироваться время от времени, а потом продолжать обычную коммуникацию.

3. Сонастройка динамики

Это дело нехитрое, когда вы уже настолько овладели НЛП, что приучились калибровать не содержание, а форму. Тогда вы знаете, что у каждого человека есть индивидуальный темпоритм - некий “коридор”, в котором, в зависимости от актуального состояния, варьируются разные значения.

То, что я называю динамикой, это “внешние проявления внутреннего состояния”, взятые не каждое изолированно, а в потоке.

Иногда люди предпочитают скрывать то, что чувствуют - и тогда скорость их внутреннего потока будет отличаться от скорости внешнего. Иногда человек открыт - и, что называется, конгруэнтен сам себе.

Синхронизация темпоритмов представляется важной частью раппорта, поскольку разница в динамике, одновременно, и слабо осознается, и сильно ощущается.

Как подстраиваться к динамике:

Сначала нужно, расслабленно наблюдая за динамикой собеседника в целом, почувствовать ее характер. Иногда мы просим учащихся описать музыку, под которую “танцует” партнер по коммуникации. Каков ее стиль, какова тональность, ритм и т.д. Когда вы уловили это, следует постепенно подстраивать свои движения к движениям собеседника и начать “плыть в одном потоке” с ним. При этом ваши движения могут и не быть зеркальными - вы можете покачивать ногой в такт “внутренней музыке” партнера или отстукивать ее пальцем. При этом лучше подстраиваться не к тому потоку, который собеседник хочет показать, а к тому, который он хочет скрыть (если хочет, конечно).

4. Сонастройка по невербальной мелочи

Отдельно нужно сказать о мелкой динамике. Такие вещи, как моргание, сглатывание, изменение цвета и выражения лица, жевание губами, мышечный тонус, частота пульса тоже являются внешними проявлениями внутреннего состояния. Их крайне полезно уметь калибровать и, при возможности, синхронизироваться с ними.

Синхронизировать моргание и сглатывание достаточно легко, то же относится и к мимике. Частота пульса сонастраивается вместе с дыханием. Если вы уже построили раппорт по позе и динамике (включая жесты), то, скорей всего, цвет вашего лица будет меняться вместе с цветом лица собеседника. Так что, положа руку на сердце, мелкую динамику важнее наблюдать, чем подстраиваться к ней.

Вербальный раппорт

Все, о чем я написал выше, относилось к невербальному раппорту. Если быть точным, даже к визуальному. Кинестетический раппорт (например, одинаковая температура рук при пожатии или нежное объятие) остался за рамками статьи. Также выпущена информация о звуках - раппорт по высоте и громкости голоса, скорости речи, словоупотреблению и пр. Это огромная тема, которую изучают на курсах по НЛП и гипнозу.

Можно сказать, что раппорт нужен для того, чтобы помочь партнерам посмотреть на ситуацию глазами другого. Еще можно сказать, что раппорт - способ вести себя с собеседником так, как ему нравится, чтобы сказать то, что ему не понравиться, и остаться с ним в отношениях. Как в психологической формуле успеха: “Дело сделано. Отношения сохранены”.

А когда раппорт сохраняется во времени, помимо видимого, и на телесном, и на аудиальном уровне - когда синхронизированы языки тела, эмоций, мыслей и чувств - тогда можно говорить о “любви”.

Еще нужно добавить, что раппорт как никакой другой инструмент подходит для коммуникативной практики эко-четверга.