Вчера мы изучали модель SCORE. Перед тем, как начать объяснения, я хотел как-то показать будушим нлперам ценность и силу этой модели и заговорил о зависимостях и ответственности.
SCORE ведь проявляет и во многом позволяет осознать клиенту его ментальную карту. В карте есть части и связи, которые ограничивают опыт клиента и мешают ему достигнуть желаемого. В целом можно сказать, что поля ограничений - это поля, где нет ответственности. И там же присутствует зависимость. Если, например, человек считает, что его знак зодиака препятствует его карьерному росту или сохранению отношений, то он блокирует собственные ресурсы, перекладывая ответственность на астрологию и становится зависим от астрологии и ее продуктов - гороскопов.
Зависимость
- это убеждение, что какие-то очень важные для тебя вещи находятся в руках кого-то или чего-то другого. Зависимости считаются чем-то не очень хорошим и с ними принято бороться. Из тех соображений, что перспективнее опиратся на самого себя, чем на знаки зодиака, алкоголь, азартные игры, наркотики и прочие подходящие для снятия с себя ответственности вещи.
Однако ясно ведь, что когда человек становится клиентом психолога (чтобы справиться с зависимостью), первое, что он делает, это попадает в зависимость от психолога. В психоанализе это называется "перенос". Кроме того, психолог сам попадает в зависимость от клиента. И это называется "контрперенос" (я, конечно, упрощаю). При этом любопытно то, что без этих переносов-контрпереносов работа данного консультанта с данным клиентом навряд ли будет успешной. И кто сказал, что в НЛП-консультировании сильно отличается от психоаналитической?
Выходит, зависимость зависимости рознь? Игровой автомат создает зависимость, и консультант, по ходу оказания психологической помощи, тоже создает зависимость. Но цели у них разные. В частности, цель консультанта - помочь клиенту взять-таки ответственность на себя. Для этого консультант использует разные техники и методики, подкапывается то с той, то с другой стороны, пока не получит результат.
Так же действует и учитель (Учитель!). Поначалу ученик чуть не боготворит его, учитель это непререкаемый авторитет, гуру. Но по мере обучения непререкаемость понемногу уходит, освобождая место самостоятельности мышления ученика.
Связь, в итоге, получается такая: если кто-то кому-то отдал ответственность, то взамен от него получил зависимость. Но - если, скажем, вы про себя знаете, что предрасположены к зависимостям - лучше отдавать свою ответственность а) живому человеку (а не звездам, не продуктам питания, не привычкам) и б) человеку, который научит вас справляться со своей ответственностью самому.
Вот так: начал об одном, закончил о другом. При чем тут НЛП, спрашивается?
Интересно предположить, что обращение к консультанту является признаком зависимости. Клиент обращается за помощью с желанием, чтобы консультант взял на себя ответственность за его жизнь. Предстал то ли Волшебником, то ли Родителем (а в некоторых случаях заменителем любимого человека). Поэтому, важно оговаривать все правила “зависимости” и держать клиента в курсе того, что с ним делают.
Это, конечно, само по себе есть техника передачи ответственности клиенту. Одно дело, когда не понимаешь, что происходит, другое – когда психолог тебе так прямо бух! – Вы пришли, чтобы попасть от меня в зависимость. )))
Эффект от “так прямо бух” зависит от формы подачи. И будет работать впредь, если проговаривать все моменты работы, включая перенос и контрперенос. Думаю, есть в этом что-то общее с демистификацией приема.))
Получается – терапия искренностью.
Такая терапия искренностью позволит консультанту снять с себя ответственность за взятие ответственности.