Контекстный (швейковский) раппорт

ПротейСегодня на RS мы занимались навыком построения невербального раппорта. И мне пришла в голову простая мысль, которой я нигде не встречал (а вы, может быть, встречали).

Эта мысль - контекстная подстройка. Помните, как бравый солдат Швейк заплакал во время пьяной речи фельдкурата Каца в церкви, благодаря чему и попал к нему в денщики? Это ведь не было ни прямым, ни перекрестным отзеркаливанием - ни по позе, ни по дыханию, ни по идеомоторике, ни по биоритмам, ни по чему такому. Но это было нечто большее. Словно бы Швейк понял, какую партию и на каком инструменте исполняет Отто Кац, осознанно (что важно!) присоединился к нему со своим инструментом (ролью кающегося грешника) и помог сделать композицию совершенной. Определенно, это был раппорт более высокого уровня.

Можно с некоторой натяжкой назвать его раппортом по ценностям, конечно. Но, скорее, это был раппорт по контуру Страсти - фельдкурат хотел принести свет заблудшим, и Швейк подыграл ему. Но нет, даже по контуру это не было подстройкой, поскольку Швейк действовал из другого контура (Ум). Швейк действовал как художник, помещая на полотно фигуру, по замыслу подходящую к времени, месту, другим фигурам, зрителю...

Я думаю, для арт-ролинга это важная штука.

Мы проделали в группах упражнение на такую подстройку - в головы учащихся это внесло смятение. Одно дело вместе дышать, моргать и сглатывать, совсем другое - угадывать замысел сцены, которую ведь, по сути, никто не ставил. Это похоже на актерское упражнение "оправдание позы", только сложнее.