Психологическая консультация онлайн. Что полезно знать клиенту?

Александр Иванов (Protey). NTRSСогласно результатам опроса, с которыми я ознакомился на одном психологическом сайте, за дистанционными психологическими консультациями обращается только 8,5% граждан. Получается, не так уж многим нужна помощь психолога онлайн, но ведь это смотря от какого числа брать. Уверен, что дистанционные психологические консультации будут только развиваться, количество их будет расти, будет наработана база специальных онлайн-методов.

И я подумал: "А что бы такое мне (профессиональному советчику) посоветовать моим корреспондентам, чтобы они могли получить максимально квалифицированный совет? Что, например, вам стоит учесть, когда вы пишете психологу-консультанту свое первое письмо?"

Каков вопрос - таков ответ

Для начала разговора: согласны ли вы, что форма и содержание вашего письма могут сильно повлиять на то, какой, в итоге, совет вы получите? Чтобы убедиться в этом, вообразите, что вы написали ваше письмо психологу на немецком языке. Сколько шансов получить ответ? Или представьте, что вы послали только одно слово: "Помогите!!!" Какова вероятность получить хорошую рекомендацию?

Конечно, такие крайности встречаются крайне редко. Но задумайтесь вот над чем: может быть, стоит учитывать не только столь значимые факторы, как язык письма, но и то, что кажется мелочами? Например, знаки препинания. Или общий объем текста. Или последовательность изложения, или логику, да мало ли еще что.

Вы спросите: "Не много ли консультант хочет?" Я, конечно, понимаю, что обращение за психологической помощью для большинства - вовсе не штатная ситуация. Даже решиться задать вопрос иногда непросто. Многие ведь сомневаются: обращаться, не обращаться. Вдруг не так поймут? Мне, например, некоторое время назад пришло письмо только с половиной одной строки. И больше ничего. Я пишу в ответ: Здравствуйте, а где же все остальное? А женщина отвечает: случайно, мол, нажала "отправить", а потом и передумала писать, извините.

Легко ли не волноваться, когда рассказываешь незнакомому человеку о чем-то личном и важном? Да еще о сложностях. Как бы стоишь на берегу реки и думаешь: плыть, не плыть?

Эта статья - моя попытка построить мост с другого берега. Чтобы вы могли проделать путешествие под названием "психологическая консультация" максимально комфортно и безопасно.

Когда вы решились

Вот несколько самых простых рекомендаций, использовав которые, вы сможете помочь консультанту дать вам наилучший ответ. Рекомендация по получению наилучшей рекомендации, так сказать.

Я скажу только о главных (на мой взгляд, пусть коллеги меня поправят и дополнят) моментах.

Первый - форматирование текста в вашем письме. Удивительным образом девять из десяти писем и сообщений по ICQ не делятся их авторами на абзацы. Часто вообще представляют собой одно предложение. Это не годится. Консультант ведь не видит ваших глаз, не слышит дыхания, не различает интонаций в голосе - у него есть только ваш текст!

Разделите его на абзацы, расставьте знаки препинания. Отделите пустыми строками "Здравствуйте, ..." и "Заранее спасибо..." Это и вообще хорошая привычка - заботиться о восприятии людьми того, что мы им говорим. Такие привычки и составляют мастерство коммуникации (а большинство трудностей в отношениях упираются именно в нее). Потому что консультант, читая сплошной текст без заглавных букв и знаков препинания, может легко пропустить самое важное в нем. И в результате дать совет бесполезный, а то и вовсе бестолковый.

Второй момент - потратьте время на то, чтобы сформулировать ваш итоговый вопрос. Даже если ваша задача - просто поделиться с психологом тем, чего больше никому не скажешь (а это ведь само по себе дает облегчение!), не пренебрегайте возможностью узнать квалифицированное мнение человека, который долго учился разбираться в человеческих сложностях. А если ваша цель - получить рекомендацию, тогда уж точно стоит подумать.

Распространенный случай: человек пишет о своих не очень-то удачных отношениях: невнимание, измены, скандалы, переживания за детей, безответственное поведение партнера, стресс... Все очень подробно, в конце письма просьба о помощи. А "чего хочется" - нету. Конечно, когда вы планируете вложить в свое психологическое консультирование время и деньги, этот момент не так актуален: психолог задаст нужные вопросы, соберет информацию и предложит вам варианты выбора. Но если это одно письмо, которое предполагает один ответ, нужно иметь хотя бы минимальную определенность в желаниях. Например: "Хочу разойтись и забыть" или "Хочу сохранить отношения". Или, скажем, "Хочу определиться с тем, чего хочу". Ведь это тоже запрос.

Третье - чего ждать. Напоследок скажу об ожиданиях. Люди меняются быстро только тогда, когда очень сильно этого хотят. Вот зачем существует оплата. Когда клиент платит за работу консультанта - почти 100%, что он получит желаемые изменения. Но бесплатная помощь психолога - тоже помощь. Навряд ли специалист за деньги даст один совет, хороший, а бесплатно - другой, похуже. Однако стоит помнить, что бесплатная помощь ограничивается только советами, это не вполне работа. Есть некая информация в письме, а к ней прилагается вопрос - консультант читает письмо и дает ответ. Он не исследует вас и вашу задачу, не выбирает терапевтической стратегии, не использует техник, разработанных для того класса ситуаций, к которым относится ваша, не получает обратной связи, не корректирует своих действий, шаг за шагом сопровождая вас в ваших изменениях. Он просто читает ваше сообщение и дает вам какую-то рекомендацию. Здесь полезно помнить крылатую фразу Гиппократа: "Медицина часто утешает, иногда облегчает, редко исцеляет". К психологии это тоже относится.

Вот. Надеюсь, что я вас вооружил перед вашей первой дистанционной консультацией. Перейдите к странице с консультантами и задайте любому из нас свой вопрос. Спасибо.