“Девять с половиной недель” и экология отношений

Саша Иванов

Фильм “Девять с половиной недель” Эдриана Лайна ("Непристойное предложение", "Лолита") снят как некое гламурное порно, но не только в этом его неизбывная прелесть. Он отвечает на важные вопросы о коммуникации в личных отношениях, поэтому школа не может оставить эту выдающуюся картину без внимания.

Когда я смотрел его в первый раз, я был, наверное, слишком молод, чтобы разобраться. Поэтому не понимал, почему героиня Ким Бейсингер уходит от героя Микки Рурка и, похоже, никогда не вернется, несмотря на его признание в любви и трогающий душу рассказ о своей семье. Я слишком был увлечен проявлениями их молодой сексуальности (ну, а как ей не увлечься?), чтобы взглянуть поглубже.

Сейчас уже не то, сейчас другое, поэтому я задался вопросом: а о чем кино? И увидел двух людей, которые не умеют строить долгосрочных отношений. А что это значит, если глядеть из рамки NTRS-подхода? То, что ни один из них не готов взять ни Ведущую, ни ведомую роль.

Герои - Джон Грей и Элизабет МакГроу - достаточно благополучны (плюс контура Силы), успешны в карьере, эмоционально стабильны (плюс контура Власти). Но Джон любит не свою работу, а ее результат - деньги, а Элизабет разбирается в искусстве, но не создает его. То есть, у обоих минус в контуре Ума. И, несмотря на красоту и сексуальность (выраженный контур Страсти), ни у одного из них нет идеи, зачем жить. То есть контур Страсти в минусе.

Перед нами только еще созревающие люди, каждый из которых предназначен стать не более чем ступенькой в личностном развитии другого.

Саша ИвановИскусство более всего интересуется вопросом “как?” - оно показывает, но не дает ответов.

Джон относится ко всему на свете как к игрушке, и к Элизабет тоже. Он ее сначала фетишизирует - украшает, выгуливает, нежит, поливает медом и т.п., а потом всячески пробует на прочность. А, собственно, чем ему еще и заниматься, если более серьезных задач у него нет?

И у Элизабет нет более серьезных задач. Нашим голубкам, по сути, вместе делать нечего - только заниматься сексом. А секс, он чего требует? Во-первых, разнообразия, во-вторых, агрессии. И вот мы наблюдаем, как разнообразия и агрессии становится все больше, пока, наконец, струна не лопается (Джон пытается ввести в игру третьего участника).

Так что, выходит, что “Девять с половиной недель” - кино о смысле. Сначала, дескать, ответь на вопрос “Для чего большего?”, выбери себе роль, позаботься о внутренней и внешней экологии отношений, а потом уже ввязывайся в отношения.

Антитезой отношениям Джона и Элизабет в фильме служит старый художник и рыба, которую он показывает Элизабет. Дескать, отнесись внимательней к своей душе, и все у тебя будет.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *