Продолжаю серию "почтовых интервью с тренерами НЛП. На этот раз мне удалось пообщаться с Сергеем Колесником, Членом Координационного Совета Интернациональной Ассоциации Тренеров НЛП.
Интервью получилось позитивным и жизнеутверждающим. Моих сомнений относительно пути, имиджа, будущего НЛП Сергей никак, можно сказать, не поддержал, продемонстрировав вполне оптимистичный взгляд в настоящее и будущее дисциплины, которая зачастую вызывает совершенно не однозначные оценки у широкой публики. Впрочем, о чем я говорю? Читайте и судите сами. И, конечно, комментируйте.
P.S. Если вы сертифицированный тренер НЛП, и у вас есть, что сказать по теме, напишите мне на [email protected].
Считаешь ли ты, что русскоязычное НЛП находится сегодня на распутье? Если да, то какие пути ты видишь? Если нет, то можешь ли описать путь, по которому оно сейчас идет?
Лично у меня словосочетание «русскоязычное НЛП» вызывает улыбку. Заметь, что только в нашей культуре говорят о каком-то своём, особенном НЛП (ты что-нибудь слышал о «немецкоязычном», либо «французскоязычном» или «японоязычном» НЛП)?
По моему мнению, в любой культуре, всегда были и есть те, кто стремится к самосовершенствованию, улучшению взаимоотношений с миром, в котором мы живём, оттачиванию своего мастерства в любых областях, повышению своей эффективности. И вклад НЛП в эти процессы, которые всегда присутствовали у людей, которых эти вопросы не оставляют равнодушными, переоценить трудно – кто бы мог представить, что в такие области может быть привнесена технология?!
Вот почему НЛП является столь востребованным. НЛП – штука очень универсальная и практическая, однако, оно теряет свой смысл без «приложения» к какому-либо контексту. Попросту говоря, «НЛП ради НЛП» - это нонсенс. А вот использование технологий НЛП в «приложении» к практическим задачам – будь то бизнес, либо образование, либо психотерапия, либо любая из областей, имеющих отношение к человеческим ресурсам, способно вывести получаемые результаты на качественно во много раз более высокий уровень. И это происходит везде, не только в России.
Поэтому, если честно, я не думаю, что у НЛП в России какой-то свой «особый путь». Также не думаю, что у НЛП в России сейчас есть какое-то «распутье». Оно живёт, оно развивается, на русскоговорящем пространстве есть достаточно большое количество хороших профессионалов, умеющих обучать людей использовать существующие НЛП-технологии и создавать новые.
Как ты оцениваешь имидж русскоязычного НЛП? Можешь сформулировать в одной-двух фразах? Как изменился этот имидж за десять последние лет? Как ты думаешь, какие основные факторы влияют на этот имидж?
Если в одной-двух фразах – то это зачастую что-то «жутко интересное», нечто, к чему многие люди хотят прикоснуться, но немного боязно. В то же время за последние десять лет во многом этот имидж претерпел изменения от «НЛП - это набор манипулятивных техник» до «НЛП - это способ существенно повысить свою эффективность». Во многом этому способствует привнесение многими тренерами в формат курсов «НЛП-практик» и «НЛП-мастер» таких разделов, как системные взаимодействия, то что формирует «НЛП третьей волны».
А что такое «НЛП третьей волны», на твой взгляд?
Ты же помнишь, что первое название НЛП было «МЕТА»? То есть взгляд из-за рамок системы. В моём понимании, это и есть основной паттерн НЛП – описание системы через выход за её рамки. Первыми под этот пристальный мета-взгляд попали выдающиеся психотерапевты своего времени – Фриц Перлз, Вирджиния Сатир, Милтон Эриксон. Предметом моделирования стали их паттерны коммуникации, до сих пор «отголосками» этого моделирования является восприятие многими людьми НЛП как некоей в первую очередь психотерапевтической школы.
Но как бы то ни было, коммуникационные паттерны – это уровень поведения. В последующем рамки применения технологии «Мета-взгляда» расширились. Появились новые модели, относящиеся к уровню способностей. Примером могут служить стратегия творчества Уолта Диснея, рамки сбора информации (S.C.O.R.E., многоконтекстное применение модели Декартовых координат, трёхпозиционное описание мира и т.д.). К этому же периоду относится появление Нового Кода НЛП, DHE. В этот же период наметился вектор применения технологий НЛП в бизнес-консультировании, появился коучинг, как отдельлное направление.
Со временем рамка «Мета-исследований» сместилась ещё дальше, или если угодно – ещё выше по модели логических уровней – в область моделирования стратегий гениальности и совершенства на уровне ценностей вплоть до уровня миссии. Как мы взаимодействуем в рамках систем большего масштаба? Что такое системная экология? Смещение вектора исследований в эту область и стало началом «НЛП-третьего поколения», или «третьей волны», и это действительно качественно новый этап развития НЛП, который, надеюсь, поможет смоделировать эффективные паттерны, работающие на самых высоких уровнях.
Развивается ли, по-твоему, русскоязычное НЛП содержательно (идеи, модели, техники...)? Есть ли у тебя собственные разработки, которые ты включаешь в свои учебные курсы по НЛП?
Я считаю, что безусловно да, развивается. И развивается гораздо более интенсивно, чем многие об этом думают. Практически на каждом курсе «НЛП-мастер», проводимом тренерами ИАТ НЛП люди создают интереснейшие модели, я уверен, что то же самое происходит в других организациях, проводящих обучение в области НЛП. Есть интереснейшие модели в области тайм-менеджмента, эффективного ведения бизнес-переговоров, увеличения количества продуктивного времени в течение суток. Большое количество коллег успешно разрабатывают и внедряют технологии создания потоковых состояний, осознания своей миссии и интегрированности в системы большего масштаба, это тот путь, по которому сейчас идёт НЛП во всём мире. Существуют эффективнейшие стратегии моделирования, которые увидели свет именно благодаря нашим с вами соотечественникам. Что касается меня, то мне в последние пару лет очень интересны области управления ответственностью и конфликтологии, я веду исследования в этой области, и, конечно же включаю элементы собственных разработок в соответствующие темы сертификационных курсов по НЛП, это помимо проведения авторских тематических программ.
Это то, что ты выше назвал «приложениями». А если взять уровнем выше? Изменяются ли базовые установки НЛП (ведь идет время, что-то меняется)? Изменяются ли способы построения взаимодействия? Методы сбора и уточнения информации? Сам фундамент, другими словами.
Если говорить о постсоветском пространстве, то скорее я бы говорил не об изменении базовых установок, а о том, что благодаря тому, что в последние годы стало намного больше настоящих профессионалов эти базовые установки стали частью жизни огромного количества людей, во многом перейдя из разряда «деклараций» о дружественности вселенной и безграничности человеческих возможностей в разряд сенсорно подтверждённого опыта. А вот способы построения взаимодействия действительно меняются. Становится больше горизонтальных связей, позволяющим специалистам разных школ чаще работать вместе, обмениваться идеями, что существенно повышает качество программ.
Охарактеризуй русскоязычное НЛП-сообщество. Как оно, по-твоему, структурировано? Каковы его внешние (миссия) и внутренние задачи? Ты чувствуешь его влияние? Ты влияешь на него? Как? Что бы стоило пожелать ему сегодня?
Безусловно, невозможно находиться в системе и не чувствовать её влияния, также как невозможно не оказывать на неё влияния самому. Влияние НЛП-сообщества в первую очередь – огромный ресурс, позволяющий использовать опыт коллег, прикасаться к их мастерству, влияние на систему - это в первую очередь взаимодействие с людьми, которые приходят на тренинги, результат которых зависит в первую очередь от тренера, и которые в последующем и формируют то самое НЛП-сообщество.
Слава Богу, вроде прошёл тот период, когда НЛПеры в России тратили огромное количество усилий на то, чтобы выяснить «чьё НЛП правильнее», что происходило из-за излишней, на мой взгляд, коммерциализации НЛП в России, зачастую в ущерб качеству самого процесса обучения НЛП. Сейчас многое утряслось, можно сказать, что появились сходные стандарты хотя бы по курсу «НЛП-практик», начался процесс интеграции, события, происходящие в последние годы в НЛП позволяют с уверенностью утверждать, что процесс формирования сообщества не на словах, а на деле на территории России и сопредельных государств идёт. И хочется пожелать этому сообществу быть по-настоящему живым, развивать связи и коммуникации, выходить за рамки существующих «школ» и «направлений», делиться опытом, развивать коммуникации на уровне в первую очередь людей, на мой взгляд, эти связи намного важнее связей на уровне тренинговых центров, большинство из которых в первую очередь продолжают оставаться всё же коммерческими организациями.
А уже точно выяснилось, «чье НЛП правильнее»? Стандарты не пересматриваются? Мне, например, курс НЛП-Практик сегодня кажется слегка затянутым, а НЛП-Мастер вообще несколько высосанным из пальца – если брать собственно НЛП, без всяких дополнительных привнесений. Нет?
А где границы «собственно НЛП»? Что считать привнесениями? Первой появилась мета-модель, и если бы НЛП оставалось только в этих рамках, то в нём не появилось бы ни якорей, ни подстройки, ни ведения, их ведь никто не называет «привнесениями»? НЛП начиналось с установки любопытства, исследования, постоянного движения вперёд, за рамки, в этом его прелесть, так что «привнесения» неизбежны. Я, пожалуй, соглашусь, что во многих центрах курс «НЛП-практик» несколько растянут по времени, но ведь тренеры все разные по стилю ведения, по опыту, по объёму навыков, который может встроить участникам тот или иной тренер за единицу времени в конце концов. Пожалуй, существующий временной формат НЛП-практика рассчитан на «среднего» тренера, зато для более опытных коллег такой временной формат – это возможность дать участникам некоторое количество «бонусов», не предусмотренных программой. Это даёт возможность делать курсы «практик» разными, ориентируя программу на конкретную аудиторию. Я провёл достаточно много потоков «НЛП-практика», чтобы утверждать, что курс для практикующих психологов и курс для, например, менеджеров – это очень разные по содержанию программы, и здесь, как раз, для опытного тренера есть возможность подбирать разные «бонусные» темы, интересные именно тем людям, которые сейчас находятся в тренинговом зале.
Что же касается курса «НЛП-мастер», то он направлен в первую очередь на то, чтобы научить участников моделированию. Этот процесс очень творческий, здесь множество подходов, это совершенно другой по сравнению с «практиком», на котором люди получают уже созданные модели, уровень. И этот курс всегда авторский. Я как участник проходил два мастерских курса и в последующем принимал участие в создании ещё четырёх, все они были разные, и ни об одном мне не приходилось слышать, что он «высосан из пальца». Кстати, а ты о чьём именно курсе «НЛП-мастер» говоришь?..
Смотрели:344
Одна мысль про “Где границы “собственно НЛП”?”
Вот эта “возможность дать участникам некоторое количество бонусов, не предусмотренных программой”, как раз меня и волнует.
Обязательны ли эти бонусы, чтобы сертифицироваться? И, в этой связи, есть ли у клиентов выбор – учиться без бонусов (соответственно, быстрее и дешевле) или с бонусами (дольше и дороже)?
Вот эта “возможность дать участникам некоторое количество бонусов, не предусмотренных программой”, как раз меня и волнует.
Обязательны ли эти бонусы, чтобы сертифицироваться? И, в этой связи, есть ли у клиентов выбор – учиться без бонусов (соответственно, быстрее и дешевле) или с бонусами (дольше и дороже)?