НЛП третьего поколения

ProteyЛет десять назад, когда аббревиатура "NLP" была символом чего-то таинственного, сногсшибательно-эффективного и даже опасного (притом доступного только единицам, которые сидели то ли в КГБ, то ли в ЦРУ), вопрос о миссии и целях этой дисциплины не возникал. Сегодня подходы и модели, форматы и техники нейро-лингвистического программирования настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сплошь и рядом даже не опознаются. Выросли целые школы, большие и не очень, которые выпускают НЛП-Практиков сотнями, а НЛП-Мастеров десятками... Поневоле задумываешься: а что такое НЛП сегодня?

Я решил выступить в не вполне привычной для себя роли журналиста и задал ряд вопросов президенту Украинской Академии Тренинга, члену координационного совета International association of trainers NLP, Тренеру НЛП международной категории Всеволоду Зеленину. Вот какое получилось интервью.
 
 
ProteyРазделяешь ли ты мнение, что есть некая "новейшая волна" НЛПеров, к которой мы с тобой, так или иначе, принадлежим? Если да, то в чем ты видишь отличия этой волны от предыдущих волн? Какая она по счету? Что несет миру? Кого накроет? Если нет, то к какому поколению НЛПеров ты бы себя причислил? По какому принципу?

Всеволод ЗеленинДа. Мне действительно хотелось бы верить, что мы с тобой принадлежим к «новейшей волне» НЛП или как его называют в мире – НЛП третьего поколения.

Отличие этой «волны» как и любой предыдущей в понимании того, что может считаться совершенством. Мы же помним, что НЛП – моделирование совершенства, но разные поколения НЛПеров по-разному понимают суть критериев совершенства:

· Так первое поколение НЛП (Классический код) концентрирует свое внимание на моделях оптимизации стратегий поведения для эффективности в заданном контексте окружения. Вспомним, ведь НЛП первого поколения стало результатом моделирования поведения и техник психотерапевтов и, как следствие, оно имело склонность к терапевтическим отношениям, в которых психотерапевт знал, что лучше всего подходило его клиентам для решения их проблем.

· НЛП второго поколения появилось после того, как НЛП стали применять в образовательной и организационной средах. Отличие второго поколения (Новый код НЛП, DHE, NHR, NSP и др.) - ориентированность на обретение новых способностей благодаря формированию специфических внутренних состояний («незнание», «нулевое состояние», Ап-тайм и др.), а также трансформацию ограничивающих убеждений.

· Третье поколение (НЛП-3, Системное НЛП, Интегральное НЛП и др.) концентрируется на мировоззренческих ценностях, идентичности и миссии человека. Это – чрезвычайно интересный подход, который, я надеюсь, поможет преодолеть негативное восприятие НЛП исключительно как манипулятивной психотехнологии, которое сложилось в странах бывшего СССР за последние 10-15 лет.
 
 

ProteyВот этот вопрос мне чрезвычайно интересен. Есть ли у НЛП собственные ресурсы для решения таких задач? Не кажется ли тебе, что, выходя за рамки своего любимого вопроса "КАК?" НЛП несколько теряет почву под ногами и вынуждено прибегать к разработкам других - психологических и даже эзотерических - школ, которые, причем, толкует не очень-то подробно и внятно, как бы стесняясь заимствований? Действительно ли гуру и корифеи НЛП, без сомнения располагая личными воодушевляющими миссиями, умеют (средствами НЛП, подчеркиваю) дать осознание миссии и своим ученикам?

Всеволод ЗеленинЯ считаю, что НЛП всегда "пополнялось снаружи" моделируя в разных контекстах то, что является свидетельством успешности и совершенства. Поэтому в моделировании разных психологических и эзотерических разработок с помощью НЛП я не вижу ничего зазорного.

С другой стороны, я уверен, что у НЛП третьего поколения есть достаточно ресурсов, чтобы дать осознание миссии своим ученикам ИМЕННО средствами НЛП. Так, например, Фрэнк Пьюселик с помощью методик НЛП так реабилитирует бывших наркозависимых, что они становятся социально и личностно УСПЕШНЕЕ чем "здоровые" люди.

Мэрилин Аткинсон представляет нам масштабный пример применения НЛП в коучинге. Сегодня ее выпускники успешно работают на 5 континентах в более чем 50 странах в сотнях городов от Сингапура и Сиднея до Лос-Анжелеса.

Кроме того, я верю, что мы с тобой тоже являемся свидетельством осознания миссии, которое произошло (во всяком случае у меня точно) благодаря моделям и технологиям НЛП.
 
 

ProteyТы учился у многих иностранных тренеров. Врица, Аткинсон, Пьюселик... Какова, на твой взгляд, их роль? Что они несут нам? Чему у них можно научиться? Как ты думаешь, они боги, которых невозможно превзойти, или у них есть свои ограничения?

Всеволод ЗеленинЯ признателен всем своим Учителям (и не только тем, кого ты перечислил), которые всегда были и остаются для меня примером ЖИВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ МОГУЩЕСТВА НЛП.

И именно этому ЖИВОМУ НЛП я, наверное, буду у них учиться всегда.

А насчет их «божественности» и «ограниченности»… 🙂 Я бы, пожалуй, выбрал бы другие выражения для выражения 🙂 того, что они несут русскоязычному НЛП-сообществу.
 
 

ProteyКакие, например?
 
 

Всеволод ЗеленинНапример, "человечности" и "выхода за границы" - такой вот "безграничной человечности" 🙂
Следует ли стремиться их превзойти?... – это возможно так же, как роза может превзойти дуб!

 
 

ProteyТ.е., в красоте и аромате, но не в росте и долговечности? 🙂
 
 

Всеволод ЗеленинНет, ответ в том, что превосходство каждого будет определяться его уникальностью. Как любит говорить Фрэнк Пьюселик: "Различие равно красота!"

Но мы можем на примере признанных корифеев НЛП понимать насколько с помощью НЛП мы можем превзойти самих себя.
 
 

ProteyЧто мм.... как бы выразиться... русскоговорящее пространство внесло в НЛП? И внесло ли? А если внесло, то каков этот вклад? Вполне ли он позитивен? Я помню, как Мэрилин Аткинсон сказала на тренерском в Ярославле что-то вроде (не ручаюсь за точность цитаты, только за смысл): "Я слышала, что в России есть люди, которые с помощью НЛП учат знакомиться с женщинами. Если это так, то НЛП заслуживает всего того плохого, что о нем говорят".

Всеволод ЗеленинМм.. да-да русскоговорящее 🙂 - мы все родом из СССР. Именно там была такая национальность русские :), которая лингвистически (у нас же все-таки нейро-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ программирование) представляет достаточно интересный пример, отвечая на вопрос: «ЧЬИ? – русские», в то время как названия практически всех других народов отвечает на вопрос: «КТО? – украинцы, белорусы, итальянцы, немцы, американцы… 🙂 россияне 🙂 !»

Что же мы, русскоговорящие дали миру НЛП? В последний свой приезд в Россию Джон Гриндер задал на своем тренинге сакраментальный вопрос: «Где же разработки и модели русскоязычного пространства?»

И у меня есть несколько ответов на этот вопрос.

Во-первых, я считаю, мы великолепно освоили технологии НЛП первого и второго поколения и показали примеры их успешного применения в разных контекстах. Приведу несколько фактов.

Так, например, работы доктора политических наук Александра Ситникова (политическая психология, акмеология, политические технологии) сделали НЛП одним из постулатов методологии государственного управления в России.

Доктор медицинских наук Михаил Гордеев (психотерапия, клиническая психология) добился аккредитации НЛП-терапии в Министерстве образования РФ и инициировал подготовку и переподготовку (повышение квалификации) сотен психологов, врачей и педагогов по специализации в сфере НЛП.

Доктор психологических наук Надежда Владиславова (военная психология) показала пример применения НЛП в реабилитации участников военных действий в Чечне.

И это далеко не все подобные примеры…

В то же время «манипулятивное», примитивизированное или как его в последнее время называют «боевое» НЛП применяют по всему постсоветскому пространству как технологию пикапа и соблазнения, недоброкачественной рекламы и черного пиара. И это, безусловно, отпугивает людей от изучения НЛП.

А во-вторых, не могу не согласиться с одним из разработчиков НЛП Фрэнком Пьюселиком, который комментируя «традиции русскоязычного НЛП» достаточно жестко отозвался об «утраченных ценностях», на которых изначально базировалось НЛП.

Кстати, сам Фрэнк уже настолько давно присутствует в русскоговорящем пространстве, что, вполне, может считаться «нашим» тренером. И он, по-моему, может быть представлен как блестящий пример того, как могущество НЛП исцеляет людей – я имею в виду его реабилитационные центры для наркозависимых, работающие на основе методик НЛП в Украине, Прибалтике и в России.

Ну и наконец, я считаю, что неотвратимо приходит время нового понимания НЛП, которое будет сочетать в себе принципы самоорганизации и идентификации себя с системами более широкого масштаба (социальными, образовательными, общественными, политическими и др.), которые создадут предпосылки для экологии и ответственности в сообществе НЛП.

Ибо нынешняя ситуация безответственного применения НЛП напоминает мне излюбленную отечественную традицию «отдыха на природе», после которого место отдыха напоминает свалку. И может быть пришло время не только «убрать за собой», но и научиться «отдыхать» экологично.

И тогда возможно базовые пресуппозиции, известные всем НЛПерам, зазвучат немного иначе?

Ведь можно не только признавать, что карта не равна территории, но и создавать условия, при которых каждая карта получит все возможности для совершенствования и раскрытия потенциалов, заложенных в ней.

И не только поверить, что Вселенная изобильна ресурсами и дружественна, но и самому стать дружественным к Вселенной и научиться обогащать ее ресурсами своих мыслей и дел!!

 
 

ProteyКстати, к слову о Фрэнке Пьюселике и новом поколении нлперов... Похоже, для спроса на НЛП пришел период экспоненциального роста? По моим наблюдениям, общество разворачивается к НЛП лицом. Упреки в манипулятивности остаются (и, может быть, останутся навсегда), но страхи уходят - люди все чаще приходят учиться. И многие, кажется, хотят сделать НЛП профессией. Расскажи немного о курсе, который вы с Фрэнком собираетесь провести в Одессе.

Всеволод ЗеленинДа, то НЛП, которое мы называем НЛП третьего поколения обращего к экзистенциальным ценностям. Для меня это логичное продолжение эволюции НЛП:

1. Первое поколение - нейро - уровень тела, поведенческие (бихевиоральные) технологии.

2. Второе поколение - лингвистическое - когнитивный уровень, т.е. уровень мышления (речь - функция мышления, как говорят психологи).

3. Третье поколение - самопрограммирование - экзистенциальный, интегральный и трансперсональный уровень - выход за пределы своих "программ".

И я рад, что это ведет к тому, люди вновь поворачиваются к НЛП лицом и мечтают сделать НЛП профессией. Мы в Украине сейчас готовим специалистов по так называемому НЛП-фитнесу, которые могут составить для желающих программу упражнений из техник НЛП, которая будет помогать решать те или иные жизненные задачи.

Что касается курса Тренинг Тренеров НЛП, который мы будем проводить совмесно с Фрэнком Пьюселиком в Одессе, то это - тема, возможно, отдельного интервью.

Но если быть кратким, то на этом курсе участники смогут соприкоснуться с одной стороны с "исконным НЛП" Фрэка и узнать как создавались самые первые модели НЛП, которые сегодня нашли великолепное применение в разных сферах, в том числе и в тренерстве. А с другой стороны участники познакомятся с самыми новейшими наработками НЛП третьего поколения и узнают как Тренер НЛП может способствовать раскрытию собственной миссии и миссий других людей в контексте тренинга.

Потому что тренер НЛП - это профессионал, миссия которого реализуется на уровне окружения, приводя окружающих к осознанию их миссии!

10 мыслей о “НЛП третьего поколения”

  1. Очень хочется узнать по-подробнее про НЛП третьего поколения. Подводить людей к осознаю их миссии – это наработанные методики?

  2. согласна с Павлом, очень хочется услышать ответ на заданный им вопрос.

  3. И еще вопросы о том же:
    – есть ли примеры людей, которые нашли свою миссию через НЛП-3?
    – есть ли примеры людей, которые нашли миссию, отличную от миссии “помогать людям осознавать их миссию?

  4. Да, вопрос не праздный. Я бы, от себя, даже так его сформулировал: “Подводит ли НЛП людей к осознанию какой-либо миссии, кроме миссии обучать других людей НЛП?” 🙂

    А если без шуток, то, на мой взгляд, лучшая методика – структурированное общение с теми, кто свою миссию осознал. Впитать эту волшебную смесь фарса и величия, и зажечься самому, что твой факел…

    Я написал Севе, что читатели задают вопросы. Он сейчас тренерский курс с Пьюселиком ведет в Одессе – большая ответственность. Надеюсь, появится в сети и ответит.

  5. Насколько я помню, учиться проще у человека, который сам еще учится. Потом он закрывается в неосознанной компетенции, и просьбы рассказать его раздражают. “Деда, а ты на ночь бороду под одеяло кладешь или поверх?”
    Мне кажется, что осознание миссии – вопрос качественный. Осознал или не осознал.
    В моих размышлениях возникает противоречие, когда прикладываю это к миссии “помогать другим осознавать свою миссию”: либо горшочек, либо дудочка. Либо понимаешь структуру перехода, либо перешел.
    Прошу помочь разобраться!

  6. Рад, что НЛП-3 вызвало живой интерес 🙂

    Павел и Ольга! Отвечу на ваши вопросы по порядку:

    1. Да, НЛП-3 позволяет людям соприкоснуться со своей миссией с помощью отработанных и проверенных методик (хотя, точнее будет сказать – МОДЕЛЕЙ и ПРАКТИК)

    2. Да, примеры людей осознавших свою миссию безусловно ЕСТЬ.

    3. Миссия у каждого человека отличается 🙂

    4. Последний вопрос интереснее, поэтому дает возможность более пространного ответа.

    И, безусловно, мой ответ здесь – это только буквы для того, кто не может читать между строк, но для того, кто понимает, достаточно намека. Как говорил один из моих учителей-тренеров: “Сказано – не писано, писано – не читано, читано – понято, понято – не так”. Прошу это учесть перед тем как читать далее.

    – “Учиться у тех, кто учится сам… ” Да, Павел, Вы правы. Пожалуй, пока мы живы, мы можем продолжать учиться. Но это только с одной стороны… И тут вопрос в том, готовы ли Вы учиться у тех, кто еще сам не готов или не осознал себя. Ибо не существует отдельно структуры и отдельно перехода! Знания без опыта – слухи…

    – С другой стороны, Вы правы, те, кто совершил переход, часто продолжают свое развитие по тем путям и к тем смыслам, которые далеки от общепринятых и привычных. Однако, есть и те немногие, которые “страдают” так называемым “комплексом ботхисатв” – стремятся, выйдя за грань, возвратиться для того, чтобы помочь другим совершить такой переход – именно их моделировали в НЛП-3. Но, следует помнить, что настоящие Учителя выбирают учеников из тех, кто уже готов и только тогда, когда хотят этого сами (вспомните хотя бы Дон Хуана из книг Карлоса Кастанеды). И никто так не умеет “притворяться шлангом” как истинный Гуру.

    – И наконец, третье. Миссия человеческого существа – ЖИВАЯ. Она соединяет в себе осознанность и бессознательное, статику и изменения. Поэтому нельзя сказать, что миссия постигает человека один раз и навсегда, однако именно так и происходит 🙂 Разум, дотянувшийся до идеи нового уровня, никогда не станет прежним, но и просветленный может “затемнеть”… 🙂

    В НЛП-3 мы, говоря о миссии то немногое, что можно выразить словами, часто спрашиваем себя: “В чем разница между преданностью и предательством? Преданностью своему Пути и предательством себя…”

    Не знаю, стали ли мои ответы для вас источником понимания, ведь все ответы – в голове спрашивающего. И главное – найти правильные вопросы к этим ответам 🙂

    Благодарю за интересные вопросы! 🙂

  7. Всеволод, спасибо большое за ответы.
    Конечно же, интерес к интервью с Вами был следствием имеющихся “ответов”, которые дали “вопросы”, на которые Вы дали “ответы”. Спасибо, что дали “карту” расплывчатую и местами противоречивую. Кажется, она помогла мне расшатать свою)))
    И возникло желание задать еще ряд вопросов:
    – миссия влечет за собой 100% ответственность за свою жизнь?
    – 100% ответственности = 100% принятию всего?
    – миссия влечет за собой 0% ответственности за других?
    – нужно ли отказаться от формальной логики, чтобы принять свою миссию?

    100% ответственности. Понятно, что в любом случае от ответственности за свою жизнь никуда не деться. Или деться. Но миссия требует реализации, некоторого целенаправленного влияния на мир. То есть управления. В том числе управление тем, что вне контроля. В том числе управление тем, как управляют тобой.
    Возникают ресурсы для контроля того, что было вне контроля, или возникает принятие того, что это так, и понимание, как это использовать? Своего рода серфинг?
    Но если ответственность – это принятие, то “все делаю я” и “все происходит само” в пределе смыкаются.
    Тогда у каждого своего миссия, и она реализуется, независимо от ее осознания. Мама Иммануила Канта пекла отличные пироги, без которых Кант не реализовался бы. И это было ее миссией. Хотя она и слова такого не знала.
    И миру нужно, чтобы одни осознали свою миссию, а другие пили пиво перед телеком, тихонько неосознанно реализуя свою миссию. Где же свобода выбора? И что же дает осознание своей миссии?
    А если каждый реализует свою миссию, то у каждого 100% ответственность за себя. И тогда особенно странно брать на себя чужую ответственность. Следовательно, миссия человека в любом случае экологична. Если мистер Кольт изобрел безотказное оружие, то это его миссия. И то это точно нужно миру. А ответственность за то, будет это оружие использоваться для защиты или для ограбления, находится в области чужой миссии.

    К чему все эти размышления: работает ли формальная логика после перехода? Или возникает некое “четвертое измерение”, дающее особую гибкость)))? Хотя, вопрос, конечно, не в этом.

    Вопрос “КАК”????-)))

  8. Да, согласен, главный вопрос – КАК!!??? :-)))

    Перед тем как ответить на ваши вопросы, позволю себе два комментария:

    1. Напомню, миссия ЖИВАЯ – ее никогда нельзя достичь как Вы пишите “на 100%”. Это как, например, живое дерево – когда считать его 100-процентным? Когда оно растет, цветет, дает плоды… Так и миссия – растет и изменяется, оставаясь по сути той же!

    2. А что касается ответственности, еще Виктор Франкл (основатель логотерапии, которую он разработал будучи узником нацистского концлагеря) писал: “Статую Свободы на Восточном побережье США нужно было бы уравновесить, построив статую Ответственности на Западном побережье”.

    Теперь, что касается ваших вопросов:

    1. Миссия влечет к балансу свободы и ответственности, который дает Осмысленность.

    2. Миссия открывает человеку Принятие в себе себя.

    3. Следование миссии ведет к Отрешенности от того, что мы привыкли считать человеческой сущностью в себе и других.

    4. Принятие своей миссии переводит человеческое существо из логики или/или (черное-белое, разделение, границы и т.п.) к логике и/и (разнообразие, целостность, соединение и т.п.)

    Был рад ответить на ваши вопросы 🙂

  9. Как я понимаю – прошло два года. Есть ли теперь примеры людей, которые нашли свою миссию через НЛП-3 ? Поделитесь успехом. Тема интересная, стоит продолжить!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *