Лет десять назад, когда аббревиатура "NLP" была символом чего-то таинственного, сногсшибательно-эффективного и даже опасного (притом доступного только единицам, которые сидели то ли в КГБ, то ли в ЦРУ), вопрос о миссии и целях этой дисциплины не возникал. Сегодня подходы и модели, форматы и техники нейро-лингвистического программирования настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сплошь и рядом даже не опознаются. Выросли целые школы, большие и не очень, которые выпускают НЛП-Практиков сотнями, а НЛП-Мастеров десятками... Поневоле задумываешься: а что такое НЛП сегодня?
Я решил выступить в не вполне привычной для себя роли журналиста и задал ряд вопросов президенту , члену координационного совета International association of trainers NLP, Тренеру НЛП международной категории Всеволоду Зеленину. Вот какое получилось интервью.
Разделяешь ли ты мнение, что есть некая "новейшая волна" НЛПеров, к которой мы с тобой, так или иначе, принадлежим? Если да, то в чем ты видишь отличия этой волны от предыдущих волн? Какая она по счету? Что несет миру? Кого накроет? Если нет, то к какому поколению НЛПеров ты бы себя причислил? По какому принципу?
Да. Мне действительно хотелось бы верить, что мы с тобой принадлежим к «новейшей волне» НЛП или как его называют в мире – НЛП третьего поколения.
Отличие этой «волны» как и любой предыдущей в понимании того, что может считаться совершенством. Мы же помним, что НЛП – моделирование совершенства, но разные поколения НЛПеров по-разному понимают суть критериев совершенства:
· Так первое поколение НЛП (Классический код) концентрирует свое внимание на моделях оптимизации стратегий поведения для эффективности в заданном контексте окружения. Вспомним, ведь НЛП первого поколения стало результатом моделирования поведения и техник психотерапевтов и, как следствие, оно имело склонность к терапевтическим отношениям, в которых психотерапевт знал, что лучше всего подходило его клиентам для решения их проблем.
· НЛП второго поколения появилось после того, как НЛП стали применять в образовательной и организационной средах. Отличие второго поколения (Новый код НЛП, DHE, NHR, NSP и др.) - ориентированность на обретение новых способностей благодаря формированию специфических внутренних состояний («незнание», «нулевое состояние», Ап-тайм и др.), а также трансформацию ограничивающих убеждений.
· Третье поколение (НЛП-3, Системное НЛП, Интегральное НЛП и др.) концентрируется на мировоззренческих ценностях, идентичности и миссии человека. Это – чрезвычайно интересный подход, который, я надеюсь, поможет преодолеть негативное восприятие НЛП исключительно как манипулятивной психотехнологии, которое сложилось в странах бывшего СССР за последние 10-15 лет.
Вот этот вопрос мне чрезвычайно интересен. Есть ли у НЛП собственные ресурсы для решения таких задач? Не кажется ли тебе, что, выходя за рамки своего любимого вопроса "КАК?" НЛП несколько теряет почву под ногами и вынуждено прибегать к разработкам других - психологических и даже эзотерических - школ, которые, причем, толкует не очень-то подробно и внятно, как бы стесняясь заимствований? Действительно ли гуру и корифеи НЛП, без сомнения располагая личными воодушевляющими миссиями, умеют (средствами НЛП, подчеркиваю) дать осознание миссии и своим ученикам?
Я считаю, что НЛП всегда "пополнялось снаружи" моделируя в разных контекстах то, что является свидетельством успешности и совершенства. Поэтому в моделировании разных психологических и эзотерических разработок с помощью НЛП я не вижу ничего зазорного.
С другой стороны, я уверен, что у НЛП третьего поколения есть достаточно ресурсов, чтобы дать осознание миссии своим ученикам ИМЕННО средствами НЛП. Так, например, Фрэнк Пьюселик с помощью методик НЛП так реабилитирует бывших наркозависимых, что они становятся социально и личностно УСПЕШНЕЕ чем "здоровые" люди.
Мэрилин Аткинсон представляет нам масштабный пример применения НЛП в коучинге. Сегодня ее выпускники успешно работают на 5 континентах в более чем 50 странах в сотнях городов от Сингапура и Сиднея до Лос-Анжелеса.
Кроме того, я верю, что мы с тобой тоже являемся свидетельством осознания миссии, которое произошло (во всяком случае у меня точно) благодаря моделям и технологиям НЛП.
Ты учился у многих иностранных тренеров. Врица, Аткинсон, Пьюселик... Какова, на твой взгляд, их роль? Что они несут нам? Чему у них можно научиться? Как ты думаешь, они боги, которых невозможно превзойти, или у них есть свои ограничения?
Я признателен всем своим Учителям (и не только тем, кого ты перечислил), которые всегда были и остаются для меня примером ЖИВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ МОГУЩЕСТВА НЛП.
И именно этому ЖИВОМУ НЛП я, наверное, буду у них учиться всегда.
А насчет их «божественности» и «ограниченности»… 🙂 Я бы, пожалуй, выбрал бы другие выражения для выражения 🙂 того, что они несут русскоязычному НЛП-сообществу.
Какие, например?
Например, "человечности" и "выхода за границы" - такой вот "безграничной человечности" 🙂
Следует ли стремиться их превзойти?... – это возможно так же, как роза может превзойти дуб!
Т.е., в красоте и аромате, но не в росте и долговечности? 🙂
Нет, ответ в том, что превосходство каждого будет определяться его уникальностью. Как любит говорить Фрэнк Пьюселик: "Различие равно красота!"
Но мы можем на примере признанных корифеев НЛП понимать насколько с помощью НЛП мы можем превзойти самих себя.
Что мм.... как бы выразиться... русскоговорящее пространство внесло в НЛП? И внесло ли? А если внесло, то каков этот вклад? Вполне ли он позитивен? Я помню, как Мэрилин Аткинсон сказала на тренерском в Ярославле что-то вроде (не ручаюсь за точность цитаты, только за смысл): "Я слышала, что в России есть люди, которые с помощью НЛП учат знакомиться с женщинами. Если это так, то НЛП заслуживает всего того плохого, что о нем говорят".
Мм.. да-да русскоговорящее 🙂 - мы все родом из СССР. Именно там была такая национальность русские :), которая лингвистически (у нас же все-таки нейро-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ программирование) представляет достаточно интересный пример, отвечая на вопрос: «ЧЬИ? – русские», в то время как названия практически всех других народов отвечает на вопрос: «КТО? – украинцы, белорусы, итальянцы, немцы, американцы… 🙂 россияне 🙂 !»
Что же мы, русскоговорящие дали миру НЛП? В последний свой приезд в Россию Джон Гриндер задал на своем тренинге сакраментальный вопрос: «Где же разработки и модели русскоязычного пространства?»
И у меня есть несколько ответов на этот вопрос.
Во-первых, я считаю, мы великолепно освоили технологии НЛП первого и второго поколения и показали примеры их успешного применения в разных контекстах. Приведу несколько фактов.
Так, например, работы доктора политических наук Александра Ситникова (политическая психология, акмеология, политические технологии) сделали НЛП одним из постулатов методологии государственного управления в России.
Доктор медицинских наук Михаил Гордеев (психотерапия, клиническая психология) добился аккредитации НЛП-терапии в Министерстве образования РФ и инициировал подготовку и переподготовку (повышение квалификации) сотен психологов, врачей и педагогов по специализации в сфере НЛП.
Доктор психологических наук Надежда Владиславова (военная психология) показала пример применения НЛП в реабилитации участников военных действий в Чечне.
И это далеко не все подобные примеры…
В то же время «манипулятивное», примитивизированное или как его в последнее время называют «боевое» НЛП применяют по всему постсоветскому пространству как технологию пикапа и соблазнения, недоброкачественной рекламы и черного пиара. И это, безусловно, отпугивает людей от изучения НЛП.
А во-вторых, не могу не согласиться с одним из разработчиков НЛП Фрэнком Пьюселиком, который комментируя «традиции русскоязычного НЛП» достаточно жестко отозвался об «утраченных ценностях», на которых изначально базировалось НЛП.
Кстати, сам Фрэнк уже настолько давно присутствует в русскоговорящем пространстве, что, вполне, может считаться «нашим» тренером. И он, по-моему, может быть представлен как блестящий пример того, как могущество НЛП исцеляет людей – я имею в виду его реабилитационные центры для наркозависимых, работающие на основе методик НЛП в Украине, Прибалтике и в России.
Ну и наконец, я считаю, что неотвратимо приходит время нового понимания НЛП, которое будет сочетать в себе принципы самоорганизации и идентификации себя с системами более широкого масштаба (социальными, образовательными, общественными, политическими и др.), которые создадут предпосылки для экологии и ответственности в сообществе НЛП.
Ибо нынешняя ситуация безответственного применения НЛП напоминает мне излюбленную отечественную традицию «отдыха на природе», после которого место отдыха напоминает свалку. И может быть пришло время не только «убрать за собой», но и научиться «отдыхать» экологично.
И тогда возможно базовые пресуппозиции, известные всем НЛПерам, зазвучат немного иначе?
Ведь можно не только признавать, что карта не равна территории, но и создавать условия, при которых каждая карта получит все возможности для совершенствования и раскрытия потенциалов, заложенных в ней.
И не только поверить, что Вселенная изобильна ресурсами и дружественна, но и самому стать дружественным к Вселенной и научиться обогащать ее ресурсами своих мыслей и дел!!
Кстати, к слову о Фрэнке Пьюселике и новом поколении нлперов... Похоже, для спроса на НЛП пришел период экспоненциального роста? По моим наблюдениям, общество разворачивается к НЛП лицом. Упреки в манипулятивности остаются (и, может быть, останутся навсегда), но страхи уходят - люди все чаще приходят учиться. И многие, кажется, хотят сделать НЛП профессией. Расскажи немного о курсе, который вы с Фрэнком собираетесь провести в Одессе.
Да, то НЛП, которое мы называем НЛП третьего поколения обращего к экзистенциальным ценностям. Для меня это логичное продолжение эволюции НЛП:
1. Первое поколение - нейро - уровень тела, поведенческие (бихевиоральные) технологии.
2. Второе поколение - лингвистическое - когнитивный уровень, т.е. уровень мышления (речь - функция мышления, как говорят психологи).
3. Третье поколение - самопрограммирование - экзистенциальный, интегральный и трансперсональный уровень - выход за пределы своих "программ".
И я рад, что это ведет к тому, люди вновь поворачиваются к НЛП лицом и мечтают сделать НЛП профессией. Мы в Украине сейчас готовим специалистов по так называемому НЛП-фитнесу, которые могут составить для желающих программу упражнений из техник НЛП, которая будет помогать решать те или иные жизненные задачи.
Что касается , который мы будем проводить совмесно с Фрэнком Пьюселиком в Одессе, то это - тема, возможно, отдельного интервью.
Но если быть кратким, то на этом курсе участники смогут соприкоснуться с одной стороны с "исконным НЛП" Фрэка и узнать как создавались самые первые модели НЛП, которые сегодня нашли великолепное применение в разных сферах, в том числе и в тренерстве. А с другой стороны участники познакомятся с самыми новейшими наработками НЛП третьего поколения и узнают как Тренер НЛП может способствовать раскрытию собственной миссии и миссий других людей в контексте тренинга.
Потому что тренер НЛП - это профессионал, миссия которого реализуется на уровне окружения, приводя окружающих к осознанию их миссии!
Очень хочется узнать по-подробнее про НЛП третьего поколения. Подводить людей к осознаю их миссии – это наработанные методики?
согласна с Павлом, очень хочется услышать ответ на заданный им вопрос.
И еще вопросы о том же:
– есть ли примеры людей, которые нашли свою миссию через НЛП-3?
– есть ли примеры людей, которые нашли миссию, отличную от миссии “помогать людям осознавать их миссию?
Да, вопрос не праздный. Я бы, от себя, даже так его сформулировал: “Подводит ли НЛП людей к осознанию какой-либо миссии, кроме миссии обучать других людей НЛП?” 🙂
А если без шуток, то, на мой взгляд, лучшая методика – структурированное общение с теми, кто свою миссию осознал. Впитать эту волшебную смесь фарса и величия, и зажечься самому, что твой факел…
Я написал Севе, что читатели задают вопросы. Он сейчас тренерский курс с Пьюселиком ведет в Одессе – большая ответственность. Надеюсь, появится в сети и ответит.
Насколько я помню, учиться проще у человека, который сам еще учится. Потом он закрывается в неосознанной компетенции, и просьбы рассказать его раздражают. “Деда, а ты на ночь бороду под одеяло кладешь или поверх?”
Мне кажется, что осознание миссии – вопрос качественный. Осознал или не осознал.
В моих размышлениях возникает противоречие, когда прикладываю это к миссии “помогать другим осознавать свою миссию”: либо горшочек, либо дудочка. Либо понимаешь структуру перехода, либо перешел.
Прошу помочь разобраться!
Рад, что НЛП-3 вызвало живой интерес 🙂
Павел и Ольга! Отвечу на ваши вопросы по порядку:
1. Да, НЛП-3 позволяет людям соприкоснуться со своей миссией с помощью отработанных и проверенных методик (хотя, точнее будет сказать – МОДЕЛЕЙ и ПРАКТИК)
2. Да, примеры людей осознавших свою миссию безусловно ЕСТЬ.
3. Миссия у каждого человека отличается 🙂
4. Последний вопрос интереснее, поэтому дает возможность более пространного ответа.
И, безусловно, мой ответ здесь – это только буквы для того, кто не может читать между строк, но для того, кто понимает, достаточно намека. Как говорил один из моих учителей-тренеров: “Сказано – не писано, писано – не читано, читано – понято, понято – не так”. Прошу это учесть перед тем как читать далее.
– “Учиться у тех, кто учится сам… ” Да, Павел, Вы правы. Пожалуй, пока мы живы, мы можем продолжать учиться. Но это только с одной стороны… И тут вопрос в том, готовы ли Вы учиться у тех, кто еще сам не готов или не осознал себя. Ибо не существует отдельно структуры и отдельно перехода! Знания без опыта – слухи…
– С другой стороны, Вы правы, те, кто совершил переход, часто продолжают свое развитие по тем путям и к тем смыслам, которые далеки от общепринятых и привычных. Однако, есть и те немногие, которые “страдают” так называемым “комплексом ботхисатв” – стремятся, выйдя за грань, возвратиться для того, чтобы помочь другим совершить такой переход – именно их моделировали в НЛП-3. Но, следует помнить, что настоящие Учителя выбирают учеников из тех, кто уже готов и только тогда, когда хотят этого сами (вспомните хотя бы Дон Хуана из книг Карлоса Кастанеды). И никто так не умеет “притворяться шлангом” как истинный Гуру.
– И наконец, третье. Миссия человеческого существа – ЖИВАЯ. Она соединяет в себе осознанность и бессознательное, статику и изменения. Поэтому нельзя сказать, что миссия постигает человека один раз и навсегда, однако именно так и происходит 🙂 Разум, дотянувшийся до идеи нового уровня, никогда не станет прежним, но и просветленный может “затемнеть”… 🙂
В НЛП-3 мы, говоря о миссии то немногое, что можно выразить словами, часто спрашиваем себя: “В чем разница между преданностью и предательством? Преданностью своему Пути и предательством себя…”
Не знаю, стали ли мои ответы для вас источником понимания, ведь все ответы – в голове спрашивающего. И главное – найти правильные вопросы к этим ответам 🙂
Благодарю за интересные вопросы! 🙂
Всеволод, спасибо большое за ответы.
Конечно же, интерес к интервью с Вами был следствием имеющихся “ответов”, которые дали “вопросы”, на которые Вы дали “ответы”. Спасибо, что дали “карту” расплывчатую и местами противоречивую. Кажется, она помогла мне расшатать свою)))
И возникло желание задать еще ряд вопросов:
– миссия влечет за собой 100% ответственность за свою жизнь?
– 100% ответственности = 100% принятию всего?
– миссия влечет за собой 0% ответственности за других?
– нужно ли отказаться от формальной логики, чтобы принять свою миссию?
100% ответственности. Понятно, что в любом случае от ответственности за свою жизнь никуда не деться. Или деться. Но миссия требует реализации, некоторого целенаправленного влияния на мир. То есть управления. В том числе управление тем, что вне контроля. В том числе управление тем, как управляют тобой.
Возникают ресурсы для контроля того, что было вне контроля, или возникает принятие того, что это так, и понимание, как это использовать? Своего рода серфинг?
Но если ответственность – это принятие, то “все делаю я” и “все происходит само” в пределе смыкаются.
Тогда у каждого своего миссия, и она реализуется, независимо от ее осознания. Мама Иммануила Канта пекла отличные пироги, без которых Кант не реализовался бы. И это было ее миссией. Хотя она и слова такого не знала.
И миру нужно, чтобы одни осознали свою миссию, а другие пили пиво перед телеком, тихонько неосознанно реализуя свою миссию. Где же свобода выбора? И что же дает осознание своей миссии?
А если каждый реализует свою миссию, то у каждого 100% ответственность за себя. И тогда особенно странно брать на себя чужую ответственность. Следовательно, миссия человека в любом случае экологична. Если мистер Кольт изобрел безотказное оружие, то это его миссия. И то это точно нужно миру. А ответственность за то, будет это оружие использоваться для защиты или для ограбления, находится в области чужой миссии.
К чему все эти размышления: работает ли формальная логика после перехода? Или возникает некое “четвертое измерение”, дающее особую гибкость)))? Хотя, вопрос, конечно, не в этом.
Вопрос “КАК”????-)))
Да, согласен, главный вопрос – КАК!!??? :-)))
Перед тем как ответить на ваши вопросы, позволю себе два комментария:
1. Напомню, миссия ЖИВАЯ – ее никогда нельзя достичь как Вы пишите “на 100%”. Это как, например, живое дерево – когда считать его 100-процентным? Когда оно растет, цветет, дает плоды… Так и миссия – растет и изменяется, оставаясь по сути той же!
2. А что касается ответственности, еще Виктор Франкл (основатель логотерапии, которую он разработал будучи узником нацистского концлагеря) писал: “Статую Свободы на Восточном побережье США нужно было бы уравновесить, построив статую Ответственности на Западном побережье”.
Теперь, что касается ваших вопросов:
1. Миссия влечет к балансу свободы и ответственности, который дает Осмысленность.
2. Миссия открывает человеку Принятие в себе себя.
3. Следование миссии ведет к Отрешенности от того, что мы привыкли считать человеческой сущностью в себе и других.
4. Принятие своей миссии переводит человеческое существо из логики или/или (черное-белое, разделение, границы и т.п.) к логике и/и (разнообразие, целостность, соединение и т.п.)
Был рад ответить на ваши вопросы 🙂
Как я понимаю – прошло два года. Есть ли теперь примеры людей, которые нашли свою миссию через НЛП-3 ? Поделитесь успехом. Тема интересная, стоит продолжить!
Да, хотелось бы понять это )