Ночь в поезде Астрахань – Волгоград была отвратительной. Вагон такой старый, что, казалось, мы теряем части по пути следования. Незакрывающееся окно, в которое степной ветер задувал комаров размером с лошадь и крики неведомых диких племен на остановках.
Мне чудилось, что я не сомкнула глаз. Но бесцеремонное утреннее солнце вытолкнуло меня из глубин самого настоящего сна. Было 9 часов, Волгоград приближался, заглядывая в окно дачами, пригородами, крошечными платформами.
И вдруг я увидела ее. Она возникла за окном внезапно, как пламя. У меня перехватило дыхание. Она неслась вслед за поездом с поднятым мечом в развевающихся одеждах, как неотвратимая богиня мщения. Страшная и прекрасная одновременно, вся она была обращена к человеческому миру, но не была его частью. Я сама не заметила, как вцепилась в крышку стола, нагнулась к окну. Это было слишком врасплох. Меня никто не предупредил, что Родина-мать явится таким образом.
Поезд совершил поворот, и почти сразу мягко подплыл вокзал. Я была в Волгограде. Потом сразу такси, сразу квартира, снятая на 5 командировочных дней. Это было воскресенье, которое я собиралась по своей ленивой привычке провести, лежа на диване с ноутбуком на коленках. Но что-то толкало меня из дома вопреки обыкновению.
Майка, кеды, джинсы, карта - готова. Я вышла на улицу, скатывающуюся куда-то вниз – должно быть к Волге. Все кругом было пустынным и тихим, залитым прозрачным, легким, еще утренним солнцем. Дома кругом, высокие, тяжелые, надежные, выдавали свое сталинское происхождение. Так же, как и литые ворота во дворы. И особая каменная гулкость арок, сквозных проходов. Мне показалось, что я – в фильме «Кортик», одном из фетишей нашего детства, снятом по книгам Рыбакова.
Это ощущение тяжелого, монолитного стиля, который не могли нарушить современные вывески и витрины, гипнотизировало. Я распахнула книгу, автору которой можно было довериться.
Я долго кружила по городу, открывая все новые перспективы улиц и площадей с портиками и колоннами в зеленых затемнениях и растушевках деревьев, не скрывающих своей южной томной природы, льнущих к нагретым солнцем камням. Потом, наконец, сдалась и пошла вниз-вниз-вниз – к воде.
Набережная была почти пуста. Пока я бродила, день от бескомпромиссной солнечности изменился к двусмысленной облачности, грозившей даже покапать дождем. Парниковая приглушенность плеска воды, звуки глуповатой музыки, доносимой ветром так, чтобы будить невнятную и приятную грусть. Все это было обещано мне заранее, даже и не вспомнить, когда.
Я шла по каменным грубым плитам набережной все дальше, встречая только одиноких сосредоточенных рыбаков. Алкоголь бродил во мне, внушая особую чуткость к тому, как внутри и снаружи плавает, смешивается, мерцает. Я добралась до совсем безлюдных мест. Закурила. Подошла к самому краю парапета, заглянула в далеко внизу плещущую воду. И легла прямо на плиты, уставясь в небо. В нем все клубилось и менялось каждую секунду, но холодная твердость плит не давала потеряться среди облаков. Я чувствовала тяжелое притяжение откуда-то из глубины. Это была смерть. Не моя. Всех тех, кто сгинул на этих берегах. Я лежала на их костях, они не отпускали меня, и они меня поддерживали. Я плыла в небо на корабле мертвых.
Я вскочила и побрела дальше.
Совсем недалеко белела сталинградская панорама. Я была уже изрядно нетрезва. Иначе никак не объяснить решения посетить музей – не музейный я человек. Благопристойно купила билет и пошла по залам. Народа и здесь было немного, что весьма утешало. Я переходила от витрины к витрине. С каждой новой реликвией во мне росло тяжелое чувство, которое холодило, как плиты на набережной.
Наконец я остановилась перед письмами с фронта. Прямо перед моими глазами было письмо, написанное давно забытым и, может быть, тоже погибшим позднее бойцом о смерти однополчанина. Письмо было адресовано его семье. Автор пытался рассказать о последних часах чьего-то отца и мужа. «Я вошел в землянку, он сидел за столом в шелковой голубой рубахе». На этих словах во мне что-то лопнуло с непристойным, хриплым звуком, и по лицу потекли слезы. Я оперлась на витрину. Мне было невыносимо стыдно, но я не могла остановиться. Я увидела этого человека в голубой рубашке, проживающего свой последний день. Я увидела его семью, читающую письмо, которое каждой строкой отделяло их от времени, когда он был жив, а его возвращение было обещанным будущим. Я видела автора этих строк, тоже мертвого…
Я стояла среди огромного погоста.
Прекрасный город, в котором имперское величие смягчилось южным сиянием звезд и дыханием ветра, был лишь миражом. Он был сном погребенных, к ним тянули свои корни колонны дворцов и цветущих деревьев. Это была их мечта о счастье, о мире, о жизни. Все кругом принадлежало им.
Солнце уже клонилось. Я шла сквозь строй каменных улиц, носивших имена павших, - все выше и выше – домой.
Смотрели:399
2 мысли о “Волгоград”
В сталинградской битве с обеих сторон погибло более 2 млн человек. Из них 1300000 – немцы.
В сентябре-ноябре 1942 средняя продолжительность жизни прибывающих в Сталинград советских солдат была менее суток.
В осаде дома Павлова немцы потеряли солдат больше, чем при взятии Франции.
Из 100 тыс. взятых в плен в феврале 1943 г. немцев выжило менее 10%.
Иногда легко ощутить себя кладбищем всех тех, кем был несколько лет, месяцев или дней назад. Тех, кто существовал порой лишь несколько часов и так настойчиво строил мою сегодняшнюю жизнь. Некоторые их мечты уже исполнились, но потеряли свою остроту или, став совсем чужими, просто забылись за ненадобностью, сменившись на новые. Стоит ли выбираться на свет из под этого временного надгробия, сложенного из принадлежащих им устремлений, вещей, жестов, знаний, навыков и умений, знакомств и эпизодических воспоминаний?
Добавить комментарий
Официальный промокод 1xbet бонус при регистрации 32500 рублей.
В сталинградской битве с обеих сторон погибло более 2 млн человек. Из них 1300000 – немцы.
В сентябре-ноябре 1942 средняя продолжительность жизни прибывающих в Сталинград советских солдат была менее суток.
В осаде дома Павлова немцы потеряли солдат больше, чем при взятии Франции.
Из 100 тыс. взятых в плен в феврале 1943 г. немцев выжило менее 10%.
Иногда легко ощутить себя кладбищем всех тех, кем был несколько лет, месяцев или дней назад. Тех, кто существовал порой лишь несколько часов и так настойчиво строил мою сегодняшнюю жизнь. Некоторые их мечты уже исполнились, но потеряли свою остроту или, став совсем чужими, просто забылись за ненадобностью, сменившись на новые. Стоит ли выбираться на свет из под этого временного надгробия, сложенного из принадлежащих им устремлений, вещей, жестов, знаний, навыков и умений, знакомств и эпизодических воспоминаний?