Вчера впервые смотрели "Идентификацию женщины" Микеланджело Антониони. Хочу поделиться мыслями, возникшими у меня после просмотра этого фильма.
Художник дает ответ. Это мысль не новая, но тут она у меня опять вспыхнула. Художник является зеркалом для общества. Глядя в это зеркало, общество может увидеть в самом себе новые способы существования, более адекватные его "актуальной реальности". Ответом является и герой, и язык (форма выражения), и сам художник - но это кому как повезет, иногда в зачет идет лишь что-то одно. Можно сказать, что контекст, в котором существует художник, это контекст ответов. Но иногда художник ошибается, а произведение его не ошибается. Бывает и наоборот, но реже.
Жизнь художника - это поиск ответов. Если говорить конкретно об Антониони и его "Идентификации женщины", то мужчина это "поиск", а женщина - "ответ". Все социальные, половые и прочие мотивы вторичны. Великий художник это человек великого поиска. Он решает загадку мироздания. Такие ребята, как Феллини, Антониони, Висконти, наш Тарковский - для них общественно-политический пласт был только макроуровнем. На метауровне они более или менее осознанно решали вопросы бытия. Только Тарковский эти вопросы через мужчин решал, а итальянцы - через женщин. Неореализм чертовски вагинизирован. И нам это приятно, ведь мы воспитаны на Пушкине, который сам был вагинизирован дальше некуда. (За что, по-моему, Бродский его и недолюбливал, хотя сам грешил тем же.)
Однако никакой художник не дает ответа всем. Есть целевая аудитория. С точки зрения NTRS это та аудитория, к которой художник не принадлежит, но хочет принадлежать (и в этом желании также существенна вагинальная составляющая). Хочет принадлежать потому, что она может его чему-то научить. Он соблазняет ее произведениями, как Ведущий, который ищет ведомого, или прямо заискивает перед ней, как ведомый, который ищет Ведущего. (Фигура Бальзака мне кажется очень показательной, он мощно заходил с обеих сторон.)
Так что получается такая последовательность:
1. Есть человек, который ищет себя или уже считает себя кем-то, и жизнь его должна обрести смысл.
2. Смысл этот заключается в \одновременном\ служении некой группе людей (ведомая позиция) и ведении ее за собой (Ведущая позиция).
3. Если человек позиционирует себя как художник, то служение выражается в поиске и предложении ответов на существенные вопросы, которые волнуют эту группу. (Одновременно - и даже, может быть, в большей степени - эти вопросы будут волновать и ту группу, к которой принадлежит сам художник.) Кажется, под "группами" я имею в виду некие социальные слои. А "ответы" - это произведения художника, включающие героев, способ выражения и сама его жизнь.
4. Чем лучше ответы художника, тем более он вознаграждаем вниманием (которое может выражаться также и в немилости, но слава есть слава).