Когда клиент хочет “понять”

Когда человек в расстроенных чувствах хочет "понять", от понимания ему только хуже станет. Скажем, распространенная ситуация: женщину кто-то бросил, она хочет "понять". Поможет ей понимание? Ни боже мой.

Ну, а почему? Поскольку мы-то с вами не в расстроенных чувствах, давайте поймем.

Что значит "понять"? Нарисовать более подробную картину ситуации, рассмотреть ее с точки зрения разных участников, их метапрограмм и ценностей, прошлого и будущего, увидеть взаимосвязи (это я из рамки НЛП), осознать смысл отношений, разделение ролей, этап развития отношений (это из рамки NTRS-подхода). Короче говоря, узнать намного больше, чем знал тогда, когда ситуация имела место быть.

И к чему это приведет? Помните пресуппозицию НЛП о лучшем выборе? "Любое поведение представляет собой наилучший выбор из доступных в данный момент вариантов".

Как только ваш клиент проделает вышесказанную работу, направленную на понимание, его ментальная карта расширится, уровень осознания повысится, и он увидит, как мог бы повести себя правильней и, возможно, избежать наступления тех последствий, которые уже наступили.

И его негативные эмоции только усилятся.

Как часто люди говорят: "Он меня предал, у меня упала самооценка". Но ведь это чушь. Самооценка от предательства только повышается, потому как если кто-то по отношению ко мне "плохой", то я, стало быть, "хороший". А вот если выяснится, что он вовсе не предал меня, а просто "сделал наилучший выбор из возможных в данной ситуации", тогда самооценка, точно, снизится.

И правильно, к слову сказать, сделает, если клиент пришел за обучением и хочет измениться.

Но в расстроенных чувствах, когда контур Власти вопиет об утраченном контроле, за обучением не ходят. Ходят за утешением и местью.

Поэтому, когда клиент уверяет, что хочет "понять", не давайте ему понимания, пока он не успокоится. А дайте ему побольше эмоций (практика "встречный взрыв") - пусть негодует, всячески честит обидчика и вообще чувствует себя молодцом, и даже в преувеличенной форме, потому что так быстрее возникнут конструктивные сомнения. И еще - говорите. Ведь главное (и часто единственное), что хочется клиенту в расстроенных чувствах - выговориться. Контур Силы великий терапевт, просто не мешайте ему делать свою работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *