“Ревизор” в Александринском театре

ПротейВыходные выдались необычайно богатые на культурные развлечения. Сейчас коротко о последнем. Ходили в Александринский театр на "Ревизора".

Меня и театр изумил, и постановка - не знаю, что больше. Если про театр - я просто ума не приложу, откуда они взяли этих представительных пожилых мужчин с дореволюционными усами и бородами. Я думал, таких больше и в природе нету. Однако ж там они на каждом шагу - кто стоит в фойе, кто продаёт программки. Одеты с иголочки, вплоть до ботинок, да ещё и белые перчатки на них. Усы и бороды выутюжены высший класс. Ну и сам театр, конечно, после ремонта, так что если кто любит "красиво", тем надо прямо туда.

Спекталь же фокинский, 2002-го года, который недавно отметил 100-й показ... Он очень ярок. Девотченко в роли Хлестакова рвёт, буквально-таки, страсть в клочки, вместе с авторским текстом и брызжет слюной, так что ужас. Я, прям, с первой же сцены заподозрил, что с текстом чего-то не то. Но, в конце концов, эти безобидные режиссерские штучки - что-то выкинуть, что-то между персонажами по иному переделить, что-то повторять по десять раз, как заведённые... Это бывает. Конечно, при живом авторе такое навряд ли стали бы делать, но автор, Гоголь то есть-то, давно почил в бозе, посему простительны некоторые вольности. Я и сидел спокойно.

Однако, когда на сцену вышел Хлестаков, напевая уголовную какую-то песню, стало ясно, что вся зараза, которой болеет наш кинематограф, прилипла и к театру тоже. Хлестаков у Фокина вор, мошенник, отпетая голова, редкий мерзавец, социопат. Понятно, что авторский текст этому начинающему фюреру (верите ли, есть место, где Хлестаков изъясняется именно по-немецки!) не подходит, поэтому он мало того что порублен в капусту, так туда ещё сделаны обширные вставки весьма агрессивного характера. Хлестаков в исполнении Девотченко ужасает. Просто Артуро Уи какой-то. А что он с безгласными женщинами творит, так это слов нету!

Вообще говоря, если задуматься, ведь ни Хлестаков, ни Чичиков у Гоголя не "реальные" что ли, фигуры. Они созданы, чтобы более выпукло, объёмно и ярко показать российскую действительность. Контекст, в котором действуют эти герои, бесконечно правдив (и до сих пор узнаваем), но сами герои вымышлены. Это Городничий, если хотите, демоническая фигура. Но Хлестаков - пустой щёголь, враль, граф Нулин... Им-то зачем пугать нас? Если что и пугает - так это попытки из великой русской комедии сделать сместь боевика с видеоклипом.

Я, короче, в ужасе.

 

2 мысли о ““Ревизор” в Александринском театре”

  1. Саша, как же здорово, что ты снова написал рецензию. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *